Эксперт
28 апреля 2023, 18:33
Беспилотная авиация стала национальным проектом
Экскурсию по "Руднево" для Владимира Путина провел мэр Москвы Сергей Собянин
Беспилотная авиация - день и век
Экскурсию по "Руднево" для Владимира Путина провел мэр Москвы Сергей Собянин. Он обратил внимание главы государства на то, что и в современных мегаполисах можно найти место для индустриального производства, если оно является передовым и абсолютно экологически чистым.
Строительство индустриального парка началось в 2020 году, и уже возведено 18 производственных корпусов общей площадью 120 тысяч квадратных метров, включая опытное производство и конструкторское бюро. На промышленной площадке свои мощности развернули 17 компаний, выпускающих беспилотные воздушные суда (БВС) и оборудование для беспилотной авиации.
В новом кластере производятся, в частности гражданские беспилотные грузовые вертолеты, а также пожарные беспилотники и БВС сельскохозяйственного назначения. Президент осмотрел выставку этой техники.
Как рассказал заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов на совещании, которое в тот же день прошло в Совете Федерации, регулярные рейсы грузовых перевозок беспилотными вертолетами проходят в 6 регионах России: на территории Ямала, Ханты-Мансийского АО, Чукотки, Камчатки и Томской области, а с апреля 2023 года к ним присоединился Башкортостан. В них действуют экспериментальные правовые режимы, так называемая "регуляторная песочница", где отрабатывается правовая база для крупной беспилотной авиации.
Речь о БВС грузоподъемностью от 40 кг до тонны, которые могут осуществлять перелеты дальностью до 500 км. Стандартный грузовой маршрут, к примеру в районе Салехарда, составляет около 180 км. После разгрузки вертолет возвращается без дозаправки. Эти БВС развозят, в основном, почту, медикаменты, нетяжелое технологическое оборудование для добывающей отрасли. В Башкортостане, к тому же, начали использовать беспилотные вертолеты с рассеивателем жидкости для обработки сельскохозяйственных угодий.
Впрочем, как выяснилось на совещаниях, которые Владимир Путин провел в "Руднево", фермеры могут использовать беспилотники на своих угодьях во всех регионах, достаточно лишь зарегистрировать БВС в Росавиации и согласовать порядок работы летающей техники.
В остальных регионах регулярных грузовых рейсов беспилотных летательных аппаратов пока нет, а режим работы БВС согласовывается на уровне губернатора и Министерства обороны.
Когда 500 миллиардов мало, то 50 не слишком много
В "Руднево" Владимир Путин провел два совещания: на первом было предоставлено слово производителям БВС, а второе, которое завершилось глубоко за полночь, касалось детальной проработки той помощи, которую государство может оказать в развитии отрасли.
Встречу с производителями БВС Владимир Путин начал информацией о ключевом для отрасли решении: "Я видел нарисованную цифру: на ближайшее время объем (финансирования) - 500 миллиардов (рублей. Но это - очень консервативная оценка: скорее всего, если мы все вместе - и государство тоже - будем работать активно, то это будет триллион рублей".
Президент принимает участие в развитии отрасли как минимум с 2020 года, когда он дал поручения создать правительственную комиссию по развитию беспилотных авиационных систем (сейчас ее возглавляет вице-премьер правительства Андрей Белоусов), разработать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем до 2030 года и наладить регистрацию Росавиацией ВБС весом свыше 250 граммов и высотой полета более 30 метров. Сейчас в России, по информации, которую озвучил в четверг заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрий Ядров, зарегистрировано около 78 тысяч таких беспилотников.
Ведется учет и нарушений правил полета: с 1нваря 2022 года по апрель 2023 года нарушителей выявлено чуть более 200 (120 - в 2022 году).
Обращаясь к участникам совещания, Путин отметил: "Отрасль не только очень важная - она очень интересная, потому что, во-первых, за ней будущее, во-вторых, здесь концентрируются самые последние разработки по целому ряду направлений".
По мнению президента, "направления использования беспилотных летательных аппаратов, оно просто необозримое: практически, наверное, нет такой сферы деятельности и сферы экономики, где невозможно было бы применять беспилотные летательные аппараты".
"Кроме всего прочего, это коренным, серьезным образом поднимает конкурентоспособность любой экономики, а мы, если мы хотим структурных изменений, а мы этого хотим, то, конечно, должны все вместе сосредоточить свои усилия на том, чтобы эта отрасль развивалась", - подчеркнул Владимир Путин. И попросил выступить представителей компаний по производству и эксплуатации БВС.
"Мы - предприятие полного цикла: от разработки и производства БВС вертолетного и самолетного типа до их эксплуатации на маршрутах и в зонах применения, которые расположены в 57 регионах страны", - рассказал президенту Андрей Шевченко, генеральный директор группы компаний "Аэромакс", которая является ключевым резидентом и базовым арендатором производственных площадей парка "Руднево".
"Мы первыми в 2021 году начали регулярные рейсы в районе Салехарда, перевозя в интересах Почты России и компании "Газпромнефть-Снабжение" 40 кг груза по маршруту Обдорск-Питляр - Обдорск общей протяженностью 180 км. В 2022 году начали применять вертолеты с возможностью перевозки груза до 300 кг и сейчас готовим к эксплуатации беспилотники грузоподъемностью 1 тонна, аналогов которым нет в мире", - продолжил предприниматель.
Однако, по мнению Шевченко, наиболее востребованными из грузовых беспилотников останутся вертолеты небольшой грузоподъемности для тех поселков, куда не требуется перевозка большого количества грузов, но требуется регулярность доставки.
В "Аэромаксе" создан пока единственный в стране учебный центр, где можно получить профессию по управлению гражданскими БВС.
Андрей Белоусов добавил к докладу Шевченко, что что основы управления БВС планируется ввести в школьную программу уже с сентября в рамках уроков НВП, а к 2030 году колледжами и вузами по этой профессии будет обучено до 180 тысяч студентов. К тому времени, как предполагается, потребность в профессиональных операторах беспилотников станет именно такой.
Директор института электродвижения МФТИ, основатель компании "ИнЭнерджи" Алексей Кашин рассказал президенту о разработке электродвигателей для беспилотников, которая проводилась по поручению главы государства. Оно было дано еще 4 года назад. Кашин сообщил и о проблемах, которые возникают у смежников, которые должны осуществлять опытно-промышленное производство. При быстром развитии и быстрых сменах технологий внедрять новый технологический процесс, который, возможно, устареет же через 2 года - это огромный финансовый риск.
"А у нас каждые 2-3 года идет такая смена, постоянно обновляется линейка разработки, и это неизбежно, - сказал Путину Кашин. - А производитель хочет вкладывать в долгосрочные технологии, ему выгоднее ничего современного пока не производить. Нужен инструмент финансирования, чтобы предприятия не внедряли новые технологии себе в убыток".
Владимир Путин поинтересовался, о каких суммах идет речь.
"По нашим расчетам, чтобы продвигать технологии в темпах их возникновения, опытному заводу требуется 14 млрд рублей", - ответил ученый и предприниматель.
Выслушав Кашина, президент спросил у Белоусова, какие средства заложены под такие цели для беспилотной авиации, на что первый вице-премьер ответил: "С Минфином и государственной корпорацией развития ВЭБ.РФ предварительно договорились о 10 млрд, хотя постановление на эту тему еще не выпущено".
Немедленно в разговор вмешался руководитель последней Игорь Шувалов: "Завтра в правительстве будет согласительное совещание, существует спор: формировать первый портфель такой помощи в размере 10 млрд или 50 млрд рублей. Я считаю, что право на риск, которое определяется этим постановлением правительства, должно финансироваться в размере 50 млрд, а Андрей Рэмович говорит, что пока 10 достаточно. По-моему этого маловато".
"Десять - это для начала, не пугайте Силуанова пятьюдесятью", - попросил коллегу Белоусов.
"Инвестиции - десять, а на одну только задачу требуется 14 млрд, - резюмировал Путин. - Андрей Рэмович, 10 — маловато".
Дрон сделает фермера счастливым
О перспективах применения беспилотников в сельском хозяйстве президенту рассказал генеральный директор ООО "Агримакс Аэро" Максим Чижов: "Мы выходим на поле с беспилотниками, когда трудно или невозможно применить обычную технику. Дрон - отличный инструмент, чтобы удобрять почву, поливать, сеять, обрабатывать растения различными растворами.
Дрон может сделать фермера счастливым. Но фермерских дронов у нас производится мало, стоят они дорого. А на использование иностранных дронов трудно получить разрешение от службы сертификации, Росавиации и местной власти".
По мнению предпринимателя и инженера, требуется финансовая поддержка как для фермеров, чтобы они могли покупать дроны, так и для производителей, чтобы имели возможность продавать летающие опрыскиватели в лизинг.
"Это позволит увеличить производство дронов и снизит цену на них. Производить нужно 5-10 тысяч летающих беспилотников сельхозназначения в год, это не фантастика. В Китае на полях работают 200 тысяч дронов", - констатировал Чижов.
"А вы обращались в Минсельхоз со своими предложениями? - поинтересовался Путин. - Сформулируйте, пожалуйста свои предложения по субсидиям для фермеров на покупку беспилотников, а я проконтролирую, чтобы в Минсельхозе их изучили. А поддержкой производителей займется Белоусов".
Путин: "Предложения бизнеса должны найти свое отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации"
Уже за полночь, на завершающем совещании Андрей Белоусов изложил президенту свое видение темпов дальнейшего развития отрасли. В 2023 году государство сделает заказ производителям на 4,4 млрд рублей и закупит эту технику. На период следующего бюджетного цикла с 2024 по 2026 год размер госзаказа составит 92 млрд, на период до 2030 года - 200 млрд. Предположительно, остальные покупатели закажут продукции не менее, чем на 800 млрд, так и получится тот триллион, который озвучил Путин.
К 2026 году планируется выпускать ежегодно 18 тысяч БВС, не считая сверхлегких.
Владимир Путин дал правительству следующие поручения.
Первое - необходимо снимать устаревшие административные, регуляторные, другие барьеры. "Сейчас только все предприниматели об этом и говорили, без ущерба, конечно, для безопасности, убрать все, что мешает развитию беспилотной авиации. Здесь прежде всего речь идет об устаревших регуляторных правилах", - добавил президент.
Второе - деятельность беспилотной авиации возможна только в цифровой среде, потому нужно шире внедрять созданные с применением российского программного обеспечения и технологий цифровые платформы.
Третье - формирование кластерных площадок производства беспилотных авиационных систем и наземной инфраструктуры для них. Примером является создаваемый в Москве индустриальный парк "Руднево".
Четвертое. Важнейшее условие развитие отрасли - это формирование спроса на отечественные беспилотники, прежде всего за счет государственного заказа и стимулирования гражданского заказа.
К данным тезисам президент добавил: "Предложения бизнеса, которые прозвучали сегодня, и которые он сформулирует в дальнейшем, должны найти свое отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации. Предстоит широко задействовать беспилотные авиасистемы для освоения, развития наших огромных пространств, в том числе для быстрой доставки продовольствия, медикаментов, оказания почтовых и других востребованных социальных услуг".
Кроме того, по словам Владимира Путина, "в ближайшие годы беспилотные авиасистемы должны в значительной степени взять на себя контроль состояния промышленных объектов, трубопроводных систем, линий электропередачи, практически всей критически важной инфраструктуры, вести мониторинг лесов. Все это делается уже отчасти, но в небольшом и слишком скромном размере, а возможности здесь колоссальные".
"И конечно, нельзя не сказать о кадрах, - подчеркнул президент. - Необходимо включить учебные курсы и модули по управлению беспилотными системами в образовательные программы в самых разных областях, именно в самых разных областях. Например, в таких, как сельское хозяйство. И конечно, полностью поддерживаю прозвучавшее со стороны наших компаний предложения, чтобы уже со школы ребята могли учиться управлять, собирать, конструировать дроны. Уверен, это, во-первых, ребят займет полезным, интересным делом, отвлечет от того, чем не надо было бы заниматься, а во-вторых, эта так называемая ранняя профориентация пойдет на пользу в конечном итоге и стране".
Напряженный рабочий вечер в Руднево Путин завершил словами: "Беспилотные авиасистемы, как и целый ряд новых высокотехнологичных сфер, очевидно, будут одним из ключевых направлений в развитии России не только до 2030 года, но и далеко за горизонтом текущего десятилетия"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции