О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании подают сигнал SOS

"Мы будем всеми силами добиваться от ОПЕК такого уровня добычи нефти, который позволил бы нашей экономике нормально развиваться". Таково одно из важнейших положений программы кандидата в президенты США Джона Керри, озвученное во время выступления в Детройте. По словам кандидата-демократа, нынешний хозяин Белого дома Джордж Буш и пальцем не пошевелил для того, чтобы вынудить стран-производителей "черного золота" изменить свою "эгоистичную" политику. Мало того, некоторые его шаги способствовали тому, что цены на нефть взлетели до невиданных высот.

Словесные атаки Керри, которого считают весьма серьезным претендентом на президентский пост (рейтинг демократа ныне на 2-3% выше рейтинга Буша), эхом отозвались в странах ОПЕК. Накануне министерской конференции картеля в Вене вновь обострились споры о том, необходимо ли в соответствии с ранее принятыми решениями сокращать квоты на добычу сырья с 1 апреля. Министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Нуайми заявил о том, что его страна уже начала сокращение добычи, вместе с тем признав, что цены на "черное золото" неоправданно высоки и в принципе "ОПЕК мог бы удовольствоваться и уровнем цен в 25 долл. за барр." (сейчас майский "бочонок" индикативного сорта Brent стоит около 32 долл.). Сокращать же производство нефти необходимо, чтобы в апреле-мае на фоне невысокого спроса котировки не обвалились гораздо ниже отметки в 20 долл.

Пока Керри грозит Бушу, а министры ОПЕК спорят, американская, да и европейская экономика действительно продолжают страдать от высоких цен на энергоносители. Особенно значителен "топливный" кризис в воздушных перевозках. В понедельник компания Delta Airlines объявила о том, что повышает тарифы на внутренние и часть международных маршрутов. Всего тремя днями ранее United Airlines (UAL) и American Airlines заявили о решении поднять цены на билеты на внутренние рейсы и рейсы в Канаду на 5-15 долл. Решение объяснялось ростом цен на керосин и необходимостью компенсировать потери от жесткой конкуренции со стороны так называемых бюджетных перевозчиков, или дискаунтеров.

Официальный представитель Соntinental Airlines ранее заявил о том, что и эта американская авиакомпания, понесшая в прошлом году убытков на 1,2 млрд долл., считает основной проблемой "драматически высокие цены на горючее".

Вместе с тем надо отметить, что проблемы перевозчиков начались еще в 2001 г., когда цены на нефть и керосин были относительно невысокими. Даже и до терактов 11 сентября некоторые ведущие компании работали "в минус", а паника после атак на ВТЦ и Пентагон привела к такому кризису в отрасли, что обанкротились крупные перевозчики, как европейские (Swissair, Sabena), так и американские (US Airways, Midway Airways, под защиту 11-й статьи закона о банкротствах спряталась и UAL). Позже к внешним негативным факторам добавились война в Ираке и вспышка атипичной пневмонии в Азии и Канаде (которые нанесли ущерб авиаотрасли, по оценкам международного союза воздушного транспорта IATA, более чем в 12 млрд долл.).

Цены на горючее до сих пор росли умеренно (по сравнению с ценами на сырье) как раз именно из-за падения объемов перевозок и снижения спроса на авиакеросин. К тому же многие компании хеджировали риски, связанные с возможным ростом цен. Однако с конца 2003 г. наметились определенные признаки восстановления отрасли, и спрос на горючее зимой постепенно стал расти. При этом удовлетворить этот спрос в настоящий момент нелегко: при избытке предложения сернистых сортов сырья НПЗ США испытывают дефицит светлой нефти, из которой изготавливается бензин и авиагорючее.

В то же время тревогу традиционных перевозчиков не разделяют перевозчики-дискаунтеры, которые за годы кризиса сумели не только приспособиться к новым условиям, но и использовать их для завоевания новых долей рынка. В то время как конкуренты банкротились или протягивали руку за помощью в государственный карман, ирландская Ryanair, наоборот, увеличивала обороты, став одной из крупнейших компаний Старого света. Не отстают EasyJet,Spirit, Southwest и многие другие, предлагающие, правда при весьма умеренном уровне сервиса, тарифы на порядок более низкие, чем те же UAL, Lufthansa или Air France.

"Традиционалы" ожесточенно сопротивляются нашествию "дешевых" конкурентов, доказывая через все инстанции, в том числе юридические, что против них используются незаконные методы соперничества (Air France и BA выиграли уже несколько подобных исков). Однако до полной победы далеко, поскольку, когда потребителю предоставляется выбор: лететь внутриевропейским рейсом с комфортом за 500 евро или в спартанских условиях, но за 20 евро, он все чаще выбирает последний вариант. То же самое происходит в Америке. Как признался в недавнем выступлении перед своими служащими глава US Airways Дэвид Сигел, "наши возможности по извлечению прибыли, увы, ограничены, так как пассажиры хотят низких тарифов".

С весны прошлого года ряд американских "традиционных" компаний, впрочем, попытались брать пример с дискаунтеров. Так, на некоторых национальных рейсах той же Delta и АА было отменено бесплатное питание (за исключением напитков). Однако ни к снижению цен на билеты, ни к росту оборота эти шаги не привели: конкурировать с "бюджетниками" эти компании все равно не смогли. И теперь приходится вновь повышать тарифы, ссылаясь на заговор ОПЕК и недобросовестную конкуренцию. Впрочем, если американские пассажиры будут и дальше брать пример с европейцев, традиционным компаниям такая политика обойдется себе дороже....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка