О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиастроители выходят на финансовый рынок

На днях в столичном отеле "Олимпик Пента Ренессанс" проходила презентация революционного для российской оборонной промышленности события. Самолетостроительная корпорация "Иркут", крупнейшая негосударственная интегрированная компания российского ОПК, по объемам продаж уступающая лишь холдингу "Сухой", подводила итоги первичного размещения своих акций (IPO) на ММВБ и РТС. Учитывая величину пакета акций - 204,7 миллиона штук и их стоимость (0,62 долл. за акцию), НПК "Иркут" получит возможность выручить 127 млн. долл., которые намерена направить на покупку пакета акций ОКБ имени Яковлева. Как заявил глава "Иркута" Алексей Федоров, "это вопрос ближайших недель". Но значение сложной финансовой процедуры, на осуществление которой специалисты МДМ-банка и Credit Suisse First Boston потратили около года, состояло не только в привлечении свободных средств, а в следующем этапе перехода на новые стандарты управления и отчетности. Не случайно в пресс-конференции принял участие руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, который в свете последней реорганизации правительства хоть и лишился вице-премьерского статуса, но с учетом расформирования оборонных агентств сосредоточил в своих руках реальные полномочия по управлению предприятиями ОПК. Госчиновник заявил, что сделку "Иркута" расценивает лишь как "первую ласточку", за которой должны последовать другие оборонные компании.

Поименно называть кандидатов Борис Алешин не стал, но предположил, что компании - производители бортового оборудования к этому пока не готовы, а вот производители агрегатов и узлов могли бы над этим поразмышлять. По мнению экспертов "НГ", на сегодня полностью готовых повторить "подвиг" "Иркута" пока нет, ведь для выхода на финансовый рынок требуется определенная развитость внутренних стандартов управления. Среди производителей авиадвигателей к этому порогу, по мнению экспертов, наиболее близки рыбинское НПО "Сатурн" и Пермский моторостроительный комплекс. В числе кандидатов могут быть ряд крупных авиастроительных предприятий, где преобладает выпуск гражданской продукции, в частности Ульяновский и Воронежский заводы. По-видимому, не избежать размещения акций как способа привлечения средств на реализацию проекта создания гражданского авиалайнера RRJ (Russian Regional Jet) корпорации "Сухой". Если более благополучный военный сектор компании может остаться под государственным влиянием, то гражданскому направлению без акционерных процедур не обойтись. За пределами аэрокосмической отрасли вполне могут претендовать на выход на финансовый рынок санкт-петербургские "Северная верфь" и "Балтийский завод" (естественно, в случае прекращения войны собственников).

А иностранные инвесторы, похоже, очень оптимистично оценивают перспективы отечественного ОПК. Шеф московского офиса Credit Suisse First Boston Диана Гиндин рассказала, что, узнав про "Иркут", инвесторы выстраиваются в очередь, спрашивая: "А есть что-то похожее?" По словам председателя правления МДМ-банка Владимира Рашевского, размещение акций "Иркута" способствует диверсификации финансового рынка - инвесторы получают возможность вложений в высокотехнологичный сектор, каким является аэрокосмическая промышленность.

В этой связи особый интерес вызвал вопрос о снятии ограничения для иностранного капитала в уставном капитале авиапромышленных компаний, которое сейчас составляет 25% плюс одна акция. Как сообщил Борис Алешин, уже до конца года будет принят закон, повышающий эту планку до 49%. Соответствующие поправки к Закону "О государственном регулировании развития авиации" уже прошли одобрение в профильных комитетах нижней палаты. По оценке МДМ-банка, после IPO от 12 до 15% акций "Иркута" находятся в руках иностранных держателей.

Как отметил глава "Иркута" Алексей Федоров, в ходе подготовки сделки инвесторами постоянно поднимался вопрос создания объединенной авиастроительной компании (ОАК). Как заявил Борис Алешин, опыт сделки "Иркута" будет взят за основу при создании ОАК. Глава ФАП развеял опасения, что внесенная в правительство программа будет похоронена вместе с отставкой кабинета: "ничего идеологически не меняется, есть лишь технические проблемы". О конкретных механизмах формирования ОАК речь не велась, тем более что на этот процесс отводится двухлетний период, но Алешин подчеркнул, что правительство ни в коем случае не допустит ситуации, при которой передающие в ОАК свои активы самолетостроительные компании сохранят самостоятельность: "Лукавства, при котором я по четным здесь, а по нечетным здесь, быть не должно. Компания должна быть одна"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка