МАИ
30 мая 2023, 17:04
"Цифровая кафедра" МАИ: IT-компетенции для инженеров
Современным специалистам важно иметь междисциплинарные знания, обладать комплексной подготовкой и арсеналом практических навыков, особенно, когда речь идет о специалистах из областей аэрокосмоса, инжиниринга, IT
- Расскажите, пожалуйста, как создавался проект "цифровая кафедра" и что он собой представляет.
Мария: "Цифровая кафедра" - проект, который входит в федеральную программу "Приоритет-2030". Он был инициирован двумя министерствами - науки и высшего образования, а также цифрового развития, связи и массовых коммуникаций - с целью восполнения кадров в IT-отрасли. МАИ вошел в число лучших вузов, которым доверили реализацию данного проекта.
В прошлом году на "цифровую кафедру" в МАИ поступило около 1,5 тысячи студентов. Это студенты со всех направлений обучения: IT, инженерных, гуманитарных. И именно в этом и состоит главная цель: дать возможность студентам, обучающимся в разных институтах МАИ, приобрести компетенции в области IT-разработки, искусственного интеллекта, работы с большими данными и моделями машинного обучения, создания импортозамещающего ПО и т. д.
Обучение на кафедре длится девять месяцев и заканчивается выдачей диплома о профессиональной переподготовке, дающей право работы по IT-специальности. Это вторая специальность, которую можно получить абсолютно бесплатно - за счет средств из федерального бюджета.
Внутренними партнерами, базой для реализации программ приобретения цифровых компетенций стали три кафедры МАИ: 101 "Проектирование и сертификация авиационной техники", 307 "Цифровые технологии и информационные системы" и 806 "Вычислительная математика и программирование".
- Ребята, которые в этом году завершают обучение на "цифровой кафедре", - ваш первый выпуск?
Мария: Да, сейчас готовимся к первому выпуску, который состоится в конце июня. Порядка 1400 студентов выйдут на защиту командных проектов - итоговых аттестационных работ.
- Планируете набор на следующий учебный год?
Мария: Конечно. Сейчас у нас идет приемная кампания, и мы всячески стараемся информировать студентов об этом: проводим дни открытых дверей, даем объявления в студенческих сообществах. В новом учебном году открыто окно возможностей для обучения на кафедре для 2,5 тысячи студентов МАИ и других вузов. И, повторюсь, абсолютно бесплатно.
- Какие условия поступления?
Мария: Конечно же, есть входной тест. Он несложный и нацелен на то, чтобы сами студенты могли оценить свои силы и определиться с выбором, так как предлагаемые программы имеют разный уровень сложности. Нам же это тестирование помогает корректировать учебный план в рамках той или иной программы. В текущем году на кафедре было шесть программ, в следующем учебном году их станет семь.
- Студенты каких курсов могут поступить на данные программы?
Мария: К зачислению допускаются студенты бакалавриата, начиная со второго курса, специалитета, начиная с третьего курса, магистратуры нецифровых направлений второго года обучения.
После прохождения внутреннего отбора в МАИ студенты попадают на входной ассессмент на платформе Иннополиса - университета, который является модератором всех программ обучения на "цифровой кафедре". И если студент не прошел входной ассессмент, он к программе не допускается.
Светлана: Ассессмент - это внешняя независимая оценка уровня развития компетенций. И проходит она в три этапа: при поступлении, промежуточный и итоговое тестирование. Мы даем знания, а насколько хорошо они усвоены, проверяет внешний валидатор в лице Иннополиса.
- Какие направления развиваете? И какие из них наиболее популярны и востребованы?
Светлана: Самая востребованная программа (на ней обучается почти 500 студентов) -"Цифровое моделирование и суперкомпьютерные технологии". Понятно, почему это происходит: само понятие "суперкомпьютер" обладает определенной цифровой романтикой. И это очень интересная программа: она дает универсальные компетенции, которые могут применяться как в инженерных областях, так и в гуманитарных. Выпускники обладают навыками расчета "тяжелых" математических моделей и обработки BigData. Это очень хорошее подспорье для каждого специалиста.
Достаточно популярным является направление, которое называется "Технологии машинного обучения и анализа больших данных в бизнесе" (более 400 студентов). Эта программа универсальна - на ней много студентов, которые обучаются на гуманитарных направлениях.
У будущих инженеров популярно направление "Интеллектуальные и технические системы", что связано с Индустрией 4.0, цифровым производством, автоматизацией, умными системами, и программа "Прикладные системы инженерных расчетов", которая позволяет убрать рутину из инженерного труда и сделать его более осмысленным и творческим.
Мария: На "Прикладных системах инженерных расчетов" студенты осваивают компетенции построения и расчета цифровых двойников, строят математические модели. Это очень интересно.
Светлана: Еще одна программа, которую предпочитают студенты IT-направлений, уже обладающие базовым уровнем цифровых компетенций, - "Методы искусственного интеллекта для дистанционного зондирования Земли". Ребятам даются дополнительные компетенции в области компьютерного зрения и нейросетевых моделей: в течение всего периода обучения при помощи специального программного обеспечения они изучают космические снимки, делают разметку, прогнозируют процессы и явления.
Программа "Методы искусственного интеллекта и предиктивная аналитика в дефектоскопии" вооружает айтишников продвинутыми компетенциями в области алгоритмов, необходимого математического аппарата и моделей машинного обучения для решения инженерных задач. И это очень важно, здесь ребята начинают понимать, для чего они пишут программы, где и как они используются на практике. Поверьте, айтишников много, а вот тех, кто понимает, что он программирует, мало. Здесь учится более 200 студентов.
- Случается так, что студенты гуманитарных и инженерных направлений учатся на одной программе?
Светлана: Именно к этому мы и стремимся -формировать смешанные команды. Потому у нас проектное обучение, где есть разные роли, разный функционал и каждому находится место. Например, кто-то должен подготовить аналитический отчет, а ведь айтишники совсем не писатели. И тут за дело берутся студенты-гуманитарии: осознав всю мощь цифровых технологий, они способны раскрыть результат командной работы грамотным техническим языком.
Ребята решают интересные научные и научно-прикладные задачи, делают исследования, защищают свои проекты. Все задачи формулируют наши партнеры: компании, с которыми подписаны соглашения, с которыми мы организовываем практическое обучение для решения этих задач.
- Какие компании в числе ваших партнеров?
Мария: Всего это около 30 компаний. Есть IT-компании, например VK, Cloud, Friflex, RDL by RMR, SR Data и другие, телеком-компании - МТС, Ростелеком-IT, отраслевые партнеры: РЖД IT, аэропорт Шереметьево, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, корпорация "Иркут", Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского, компания "Сухой", ОКБ им. А. Люльки и многие другие. Как видите, есть гиганты, но есть и небольшие стартапы.
С интересом и удовольствием для себя отмечаем, что студенты при выборе компании, куда хотели бы пойти на практическое обучение, ориентируются не на бренд или известность, а на поставленную задачу и то, насколько она интересна и позволит развить компетенции и получить опыт.
Светлана: Партнерство не ограничивается постановкой задачи, но включает и преподавание. Зачастую в аудиторию выходят не академические профессоры, а преподаватели-практики, представители партнерской компании. У нас проходят и мастер-классы, и регулярные лекции и семинары. В результате ребята получают знания, которые соответствуют потребностям реального бизнеса.
- А преподаватели МАИ проводят занятия?
Светлана: Да, конечно. И среди преподавателей тоже есть конкурс, все они имеют богатый профессиональный практический опыт, и им есть чем поделиться со студентами.
Мария: Преподаватели-маевцы имеют огромный опыт работы либо в IT, либо в аэрокосмической отрасли. Поскольку проект заявлен как прикладной, мы постарались найти среди преподавателей и профессоров тех, кто хорошо знаком с работой на предприятиях и в компаниях и понимает требования, которые предъявляет отрасль.
- Что, на ваш взгляд, мотивирует ребят: крутые преподаватели, существование серьезных партнеров, интересные проекты, общение?
Мария: Все вместе, конечно. Но я бы отметила, что обучение на "цифровой кафедре" - это дополнительная возможность для студентов. Как для саморазвития, приобретения новых компетенций, так и для пополнения портфолио выполненным реальным проектом. Ведь обычно второе образование платное, а здесь можно получить востребованную специальность за счет федерального бюджета.
И главное преимущество - возможность выполнить реальный проект и добавить его в свое портфолио, что, несомненно, при трудоустройстве будет весомым аргументом.
Светлана: Студент, окончивший одну из наших программ, предъявляет не только диплом, но и выполненный проект, подтверждая тем самым свои компетенции.
Мария: В некоторых случаях у студентов инженерных факультетов в учебном плане основной образовательной программы количество часов, которое отводится на IT, недостаточное. И есть ребята, которые интересуется тем, как решать инженерные задачи с помощью IT-технологий. Обучение на кафедре дает им дополнительную компетенцию и повышает их позиции на рынке труда. Студентам интересно знакомиться с компаниями, получать от них темы - это своего рода нетворкинг как со студентами, так и с работодателями.
МАИ создал инфраструктуру под этот проект: новые лаборатории, компьютерные классы, супервычислитель, на котором ребята считают матмодели, работают с большими массивами данных. Все для того, чтобы цифровым компетенциям обучались в цифровой среде.
- Выходит, ребята хорошо понимают, как важно быть междисциплинарным специалистом?
Мария: Еще до реализации проекта "цифровой кафедры" ректор МАИ Михаил Погосян продвигал стратегию подготовки междисциплинарных и комплексных специалистов: инженеры должны обладать IT-компетенциями, а айтишники - понимать подходы в инженерном деле. И у нас были такие заделы, были открыты программы магистратуры, например "Технология суперкомпьютерного моделирования сложных технических систем", куда поступают ребята как с инженерных, так и с IT-направлений. Они учатся в одной группе и выполняют общие проекты. На мой взгляд, эта идея очень правильная. Современные реалии таковы, что экономист, инженер, финансист без IT-компетенций проигрывает на рынке труда.
В настоящее время особенно активно развиваются генеративные нейронные сети. И ребята, которые учатся на рекламных специальностях, журналистике, должны уметь работать с таким набором технологий. И поэтому мы открыли седьмую программу, которая называется "Цифровые технологии в социально-гуманитарной сфере", чтобы студенты экономического и гуманитарного факультетов могли осваивать промт-инженерию, понимали, как использовать нейронные сети для решения своих производственных задач. Стараемся идти в ногу со временем, и даже немного с опережением.
- А какие проекты вы бы могли выделить?
Мария: Проект от S7 TechLab: с помощью нейросетевого подхода ребята учатся прогнозировать выход из строя деталей авиационного двигателя. Еще один проект от того же партнера: с применением нейросетевых технологий студенты диагностируют эмоциональную окраску диалогов консультантов и клиентов, а затем на основе диагностики готовят скрипты для повышения качества обслуживания.
Есть еще один интересный проект от компании RDL by RMR, которая занимается системами предиктивной аналитики: используя цифровые технологии, студенты выявляют аномалии и скрытые дефекты в составе металлургических порошков.
Есть IT-кейс от "АБК Консалтинг" на разработку интеллектуального голосового помощника для различных ситуаций. Интересная задача от стартапа SR Data, связанная с обработкой спутниковых снимков с помощью ИИ: результаты этой работы используются для таксации лесов, обнаружения людей в малонаселенных пунктах и т. д.
- Какие планы по развитию кафедры?
Мария: в первую очередь, будем расширять взаимодействие с партнерами из разных секторов экономики, увеличивать базу практических кейсов. Не забываем и о главной цели проекта - трудоустройство студентов, чтобы они не только прошли обучение, но и начали построение карьеры в компаниях-партнерах....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 13, 2025
Обзор тенденций аэропортовых паркингов на Parking Russia 2025
Ноябрь 18, 2025
Аэропорт Пулково может стать полигоном для тестирования беспилотной техники
Ноябрь 18, 2025
Экскурсия для школьников в аэропорту Олекминска
