О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Механизм ИЦК на транспорте доказал свою работоспособность и имеет большой экспортный потенциал

На ЦИПР-2023 участники панельной сессии "Через ИЦК к цифровому транспортному суверенитету и высокотехнологическому экспорту" обсудили результаты первого года реализации проектов в рамках Индустриальных центров компетенций на транспорте

На ЦИПР-2023 участники панельной сессии "Через ИЦК к цифровому транспортному суверенитету и высокотехнологическому экспорту" обсудили результаты первого года реализации проектов в рамках Индустриальных центров компетенций на транспорте и наметили пути дальнейшего развития. В настоящее время в сфере транспорта сформировано четыре ИЦК: железнодорожный транспорт и логистика, авиационный транспорт, аэропорты и морской и речной транспорт, которые возглавили цифровые лидеры отрасли - ОАО "РЖД", ПАО "Аэрофлот", АО "Международный аэропорт Шереметьево", ФГУП "Росморпорт". Подготовлено и реализуются 18 проектов в сфере транспорта на общую сумму 19,3 млрд рублей.

В новых условиях государство и бизнес столкнулись с вызовами и угрозами, которые ускорили переход транспортной отрасли на использование отечественных решений. Механизм ИЦК, запущенный Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным год назад для реализации этой задачи, доказал свою эффективность и позволил отрасли бесперебойно работать.

Как отметил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин, все созданные ИЦК эффективно работают, при этом, большинство проектов реализуются за счет собственных средств компаний-лидеров. "Принципиальный момент, что грантовая поддержка оказывается только тем проектам, которые, с одной стороны, критически важны для экономики страны, но с другой - не смогут окупиться в ближайшей перспективе", - сказал Максим Паршин.

В большинстве случаев рыночные перспективы проектов ИЦК вполне очевидны за счет дальнейшего тиражирования решений. Поэтому следующий шаг, по словам Паршина, - это создание отраслевых венчурных фондов по развитию российских решений.

Продолжая тему поддержки механизма ИЦК и проектов, реализуемых в их рамках, сенатор Совета Федерации РФ Артем Шейкин отметил, что меры поддержки должны быть направлены на эффективность работы ИЦК и достижение поставленных целей. В качестве примера он привел возможность предоставления налоговых льгот для компаний, которые успешно реализовали проект, и предоставление субсидий российским предприятиям на возмещение части затрат на внедрение российских продуктов.

Масштабирование ИЦК - это процесс не только внутри одной компании, это масштабные решения для всей страны и возможность вывести их на экспорт. ОАО "РЖД" - лидер по количеству проектов в ИЦК. Восемь проектов ИЦК "Железнодорожный транспорт и логистика" - это фактически "цифровая железная дорога под ключ", охватывающая практически все отраслевые процессы - от покупки билетов до ремонта вагонов. И, что немаловажно - это проекты с большим потенциалом тиражирования на всю отрасль и экспорт. "Это было принципиальным моментом - в список особо значимых попали проекты с высоким коммерческим потенциалом, в том числе и экспортным. Наши системы "Экспресс НП" и ЭТРАН по функциональным возможностям опережают конкурентные системы зарубежных производителей", - прокомментировал заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Евгений Чаркин. По его словам, ИЦК - это работающий механизм, и указ Президента России по технологической независимости страны будет выполнен, главное - не останавливаться на достигнутом. "ИЦК также может стать консолидированным заказчиком отраслевых решений на базе искусственного интеллекта", - сказал он.

Ярким примером эффективной работы механизма ИЦК и быстрой миграции на отечественное программное обеспечение для обеспечения работы отрасли стал переход на российские системы бронирования авиабилетов. Заместитель генерального директора ПАО "Аэрофлот" Антон Мацкевич напомнил, что к 1 ноября 2022 года авиакомпании перешли на российскую систему бронирования "Леонардо". "Это первый реализованный проект ИЦК "Авиационный транспорт", он занял всего 7 месяцев. Миграция произошла за 22 часа. С момента запуска в отечественной системе "Леонардо" уже оформлены бронирования для 15 млн пассажиров, продано 3,5 млн дополнительных услуг", - поделился результатами работы системы Антон Мацкевич. При этом, по его словам, "Леонардо" имеет и наибольший экспортный потенциал, и сейчас уже есть заинтересованность со стороны потенциальных заказчиков из дружественных стран.

От слаженной и бесперебойной работы аэропортов зависит во многом удовлетворенность пассажиров и эффективность авиакомпаний, поэтому импортонезависимость в этой сфере - один из приоритетов на транспорте.

"Ключевым проектом ИЦК "Аэропорты" является проект по разработке Цифровой Экосистемы управления аэропортом. В рамках реализации проекта будет использован весь уникальный опыт, наработки и экспертиза, которые помогли Шереметьево стать самым пунктуальным аэропортом в мире и лучшим по качеству обслуживания в Европе", - рассказал заместитель генерального директора по информационным технологиям АО "Международный аэропорт Шереметьево" Дмитрий Ильин.

Компания Sitronics Group разрабатывает одно из решений в рамках ИЦК "Морской и речной транспорт". По словам президента группы компаний Николая Пожидаева, система управления движением судов разрабатывалась изначально как глобальная. "Разработанная нами СУДС прошла сертификационные испытания, внесена в Единый реестр российского ПО и помогает решать задачу достижения технологического суверенитета страны. Наше решение имеет ряд технологических инноваций, позволяющих успешно конкурировать как на российском, так и на зарубежных рынках. Все наши продукты, которые связаны с морской логистикой, готовы, чтобы быть использованными в любых водах, территориях, портах и для любых заказчиков", - прокомментировал он.

Как отметила модератор сессии, директор Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" Полина Давыдова, транспортная отрасль и ее развитие критически важны для экономики большинства стран. Многие сейчас понимают, что ориентация на одно решение может сопровождаться неконтролируемыми рисками и потенциально большим ущербом. "В ситуации, когда западные вендоры могут в одностороннем порядке и в одночасье отказаться от исполнения коммерческих контрактов, обеспечивающих доступ к критическому ПО, может оказаться любая страна. Я считаю, что российский опыт может помочь избежать подобных ситуаций, и надеюсь, что уже скоро мы услышим про успехи в экспорте отечественного отраслевого ПО", - сказала она....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация "Цифровой транспорт и логистика"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка