О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании завели "черные списки"

С начала этого года авиакомпания "Трансаэро" завела "черный список" - те пассажиры, чьи имена в него попадут, не смогут приобрести билеты этого перевозчика. Аналогичные списки уже на протяжении нескольких лет ведут "Аэрофлот" и "Пулково". По мнению экспертов, идти на подобные действия компании вынуждает слишком мягкий авиационный административный кодекс. "Сибирь" и "КрасЭйр" не спешат перенимать этот опыт.

С одной стороны, терять клиента, даже "проблемного", авиакомпаниям невыгодно. С другой - некоторые пассажиры способны испортить полет не только экипажу, но и другим пассажирам, а это уже наносит ущерб имиджу авиакомпании.

По правилам авиакомпании KLM, человек, нарушивший безопасность полета на борту самолета, не сможет приобрести билет на самолеты авиакомпании в течение пяти лет. Некорректное обхождение с персоналом компании на земле грозит грубому пассажиру необходимостью получать специальное разрешение на покупку билета KLM. В США правонарушения во время полета грозят штрафом в несколько десятков тысяч долларов. В 2003 году на рейсах европейской авиакомпании British Airways было зафиксировано 300 случаев хулиганства. Таким пассажирам на борту British Airways выдается письменное предупреждение, повторное нарушение правил полета дебошир объясняет в полиции.

В конце января с вопиющим случаем столкнулась авиакомпания "Трансаэро" на чартерном рейсе Москва - Хургада. Один из туристов - гражданин Узбекистана Джураев - во время полета учинил настоящий дебош. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, он угрожал окружающим физической расправой. Усилиями членов экипажа агрессивные действия Джураева были нейтрализованы. В Хургаде он был передан египетской полиции. Этот случай послужил поводом для руководства "Трансаэро" отказать пассажиру Джураеву в обратной перевозке (в соответствии со ст. 107 п. 1.6 Воздушного кодекса РФ). По словам пресс-секретаря компании "Трансаэро" Сергея Быхала, "этот случай - пока единственный подобный инцидент в истории авиакомпании".

Как рассказали в авиакомпании "Пулково", за прошлый год отмечено два случая, когда пассажиры злоупотребляли алкоголем и проявляли агрессивные действия по отношению к другим пассажирам во время полета.

Авиаторы уже давно озабочены отсутствием адекватной законодательной базы для борьбы с авиахулиганством. Сейчас, в соответствии с авиационным административным кодексом, пассажир, устроивший дебош во время полета, отделывается штрафом в 0,5 минимального размера оплаты труда на внутрироссийских рейсах и от одного до двух минимальных размеров оплаты труда - на международных, а то и вовсе может лишь получить предупреждение от сотрудников милиции. В таких ситуациях безопасность пассажиров и полета зависит от подготовленности бортпроводников, для которых есть специальные инструкции на случай подобных нестандартных ситуаций. Однако проводить неуравновешенного пассажира "до двери", как это можно сделать в ресторане, в самолете, конечно нереально. Известны случаи, когда из-за дебоширов самолеты делали незапланированные посадки.

Авиакомпании нашли выход из этой ситуации - обезопасить полет от таких пассажиров можно, если не пускать их на борт самолета. То есть не продавать впредь билеты клиентам, которые во время полета нарушали систему безопасности. Для этого ряд авиакомпаний создали специальную информационную базу, куда заносятся данные о пассажирах, чье неадекватное поведение представляет реальную угрозу для нормального выполнения рейсов компании. "Отказать кому либо в перевозке - право авиакомпании", - говорит менеджер пресс-службы авиакомпании "Сибирь" Евгений Филянин.

Все больше авиакомпаний заводят такие "черные списки". Сегодня списки неблагонадежных пассажиров есть у "Трансаэро", "Аэрофлота", "Пулково". Рассматривает возможность подключения к этой базе авиакомпания "Уральские авиалинии". Как сообщил "КС" пресс-секретарь "Трансаэро" Сергей Быхал, "мы готовы пойти дальше и предоставить информацию из нашего списка авиакомпаниям ближнего и дальнего зарубежья в обмен на их информацию. Службам авиационной безопасности авиакомпаний было бы полезным знать о том, что человек, способный на агрессию, приобретает билет на рейс. А продавать ему билет или нет - дело каждой авиакомпании".

Но далеко не все российские авиаперевозчики готовы поддержать инициативу "Трансаэро" и "Аэрофлота". Так, в авиакомпании "КрасЭйр" считают, что отказ кому-либо в покупке билетов нарушает права человека. По словам директора комплекса авиационной безопасности авиакомпании "КрасЭйр" Михаила Малкова, "отказать пассажиру в приобретении билета авиакомпания не имеет право. Сейчас единственное, что могут сделать бортпроводники с хулиганами на борту, - по прилету в аэропорт нарушителя спокойствия сдать сотрудникам милиции".

По словам Евгения Филянина, "очевидно, что такие списки авиакомпании формируют в крайних случаях, так как авиаперевозчику отказаться от части пассажиров (пусть даже и неблагонадежных) очень сложно".

Однако, по мнению ряда авиаспециалистов, всегда найдутся авиакомпании, согласные перевозить пассажиров, которым другие авиаперевозчики отказали в покупке авиабилетов. Так что создание "черных списков" проблему нарушения пассажирами правил во время полетов не решит. Единственной мерой для обеспечения безопасности полетов эксперты считают необходимость усиления дисциплинарных требований для правонарушителей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка