О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ПМЭФ 2023: Беспилотники - они как футбол

Беспилотная отрасль только зарождается: в настоящий момент в ней больше ограничений, чем стимулов к росту

Беспилотная отрасль только зарождается: в настоящий момент в ней больше ограничений, чем стимулов к росту. Основная задача отрасли сейчас - через нацпроекты совместной работой сломить негативный запретительный тренд, улучшить нормативную базу, решить вопросы сертификации, сделать возможным безопасное массовое применение и запустить подготовку инженерных кадров.

14 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ 2023) состоялась Панельная дискуссия: Архитектура освоения неба. Облик новой экономики 2035.

Модератором дискуссии выступил спецпредставитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.

По словам Дмитрия Пескова, беспилотная отрасль сейчас переживает взрывной рост в России, при этом сложилась уникальная конфигурация, когда впервые за последние годы производители, регуляторы, региональные власти и IT-компании работают в одной команде.

На горизонте ближайших лет архитектура освоения неба беспилотниками будет включать в себя четыре уровня.

"Мы видим в небе, в этом "небесном здании", как минимум, четыре этажа.

То, что находится ниже условно 700 метров, это то, где дроны становятся полновластными хозяевами, где мы переходим от единиц машин, находящихся в воздухе, к миллионам машин, находящихся в воздухе. Это та самая граница между гражданской авиацией, которая летает тысячами, и автомобилями, которых ездит десятки миллионов.

Появляется второй этаж, где дроны сосуществуют с гражданской авиацией. (...)

Появляется третий этаж, которого раньше никогда не было и называют тропосферой, тропосферным этажом. Это место, где сегодня передовые ведущие технологические державы пытаются колонизировать, но пока не удачно. Это то место, где вы можете отправить беспилотник на солнечных батареях, с хорошим аккумулятором, и он будет летать месяцами.

Наконец, четвертый этаж, который раньше назывался ближний космос. (...) Дрон и спутник - это одно и тоже, нет никакой разницы между этими понятиями: они проектируются похожим образом, управляются одинаково, бизнес-кейсы одни и те же", - рассказал Дмитрий Песков.

В свою очередь заместитель генерального директора НИЦ "Аэроскрипт" (член Ассоциации "АЭРОНЕКСТ") Андрей Яблоков, отметил, что основой "небесного здания" при его строительстве будет цифровой фундамент.

"Второй аспект - как сделать так, чтобы все пользователи и участники этого процесса начали понимать друг друга и разговаривать на одном языке", - сказал он.

Также спикеры пленарной дискуссии рассказали, что они делают для развития беспилотной авиации в ближайшем будущем.

Так, Алексей Семенов, председатель правления ГК "Геоскан" (член Ассоциации "АЭРОНЕКСТ") обозначил приоритеты в работе компании на ближайшие годы.

"Основные направления нашей работы на ближайшие годы - это беспилотники для сбора данных, космические аппараты по дистанционному зондированию Земли, и образовательная сфера. А дальше, насколько это позволят наши коллеги, - смотрим на рынок внесения веществ, на логистику", - рассказал Алексей Семенов.

Также Семенов отметил достижения "Геоскана" в космическом направлении:

"У нас сейчас один спутник (на орбите), до конца года должно быть восемь".

Замдиректора по инновациям "Финко" (член Ассоциации "АЭРОНЕКСТ") Вадим Кузнецов сообщил о планах компании по разработке нескольких конвертопланов для их последующего серийного выпуска.

На сегодняшний день компания ежедневно производит шесть БВС. По его мнению, следует развивать отрасль автономных дронов и активно внедрять ИИ в эту сферу.

Что же в кулуарах?

В кулуарах Петербургского международного экономического форума эксперты отрасли, представители компаний, входящих в Ассоциацию "АЭРОНЕКСТ", в интервью телеканалу "Россия 24" рассказали о том, что меняется сегодня в беспилотной отрасли.

"Если раньше беспилотник мог летать 15-20 минут, то сейчас беспилотник может летать сутки, часы и, наверно, мы скоро уже приблизимся к неделям.

Это означает, что он поднимается в верхнее воздушное пространство, там, где летают уже и вертолеты, и самолеты.

Важна интеграция в единое воздушное пространство - беспилотник должен начать и должен научиться коммуницировать с пилотируемыми воздушными судами", - комментирует Никита Данилов, основатель и генеральный директор компании "Флай Дрон".

Сейчас в беспилотной отрасли существует множество барьеров, связанных с процедурами регистрации беспилотников, получения разрешений на полеты.

Изменить правила предлагается таким образом, чтобы беспилотники могли делить небо с пассажирскими самолетами, под контролем единой системы наблюдения.

Это с одной стороны, позволит поддерживать безопасность, а с другой - открыть отрасль для инвестиций, которые, по оценкам экспертов, составят сотни миллиардов рублей - сообщают в сюжете телеканала "Россия 24".

О том, к чему могут привести запреты на использование беспилотников в регионах, мы писали здесь.

Особое место в сельском хозяйстве

Беспилотные системы уже позволяют увеличить до 50% урожайность за счет автоматизированных систем мониторинга и посева, к 2035 году они могут способствовать увеличению вдвое производительности в сельском хозяйстве.

Такое мнение высказал специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.

Он напомнил, что потепление на планете способствует приросту посевных площадей на территории России, что повышает актуальность автоматизации этапов обработки земли.

"Использование дронов в среднем увеличивает на 50% производительность (в сельском хозяйстве). (Это обеспечивает) набор (систем) мониторинга, посева и использование средств защиты растений. Экономический эффект колоссальный. Фактически можно говорить на горизонте 2035 года об удвоении (производительности)", - сказал Песков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка