О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небесная рептилия: как "Аллигатор" и другие ударные вертолеты влияют на ход СВО

В условиях начавшегося контрнаступления вооруженных формирований Украины еще большее значение приобрело применение в зоне СВО фронтовой авиации

В условиях начавшегося контрнаступления вооруженных формирований Украины еще большее значение приобрело применение в зоне СВО фронтовой авиации. В том числе одного из основных и самых близких к войскам ее компонентов - ударных вертолетов. Особую роль в отражении атак противника они играют как по причине большой протяженности линии боевого соприкосновения, так и из-за того, что украинская армия при попытках прорыва использует значительное количество бронетанковой техники. А ведь в первую очередь для ее уничтожения и создавался как Ми-28Н, так и более современная машина Ка-52. Благодаря чему эти вертолеты играют существенную роль в ходе боев и на что они способны - в материале "Известий".

Сила "Аллигатора"

Один из самых необычных и футуристических современных ударных вертолетов - российский Ка-52 "Аллигатор". Эта боевая машина, способная выполнять задачи в любую погоду и время суток, разработана КБ "Камов" под руководством главного конструктора Сергея Михеева и производится авиационным заводом "Прогресс" в Арсеньеве Приморского края.

Конструкция выполнена по типичной для "Камова", но необычной для ударных вертолетов соосной схеме - с двумя основными винтами и без рулевого, вынесенного на хвостовую балку. Такая схема позволила дать машине уникальное сочетание высокой маневренности, боевых возможностей и минимальных габаритов.

Ка-52 с экипажем из двух человек был создан на базе "Черной акулы" - Ка-50 с одним пилотом. Дополнительный пилот снял все вопросы по применению самых современных систем вооружений. Поступать в ВКС России эти машины начали в 2011 году.

Ка-52 может нести несколько типов управляемого ракетного вооружения. Например, сверхзвуковые противотанковые ракеты комплексов "Штурм-ВУ" и "Вихрь-М". Разница между ними в том, что боеприпасы "Вихря" имеют скорость, в два раза превышающую звуковую, и дальность действия до 10 км, а ракета "Атака" комплекса "Штурм-ВУ" стреляет на 4-8 км и летит со скоростью, чуть превышающей звуковую. Ка-52 может нести 12 боеприпасов в контейнерах.

Но самое мощное вооружение последних модификаций этого вертолета - легкая многоцелевая управляемая ракета (ЛМУР) "изделие 305". На Ка-52 их можно разместить от двух до четырех, но каждая способна высокоточно поражать защищенные цели на дальности до 20 км. На вооружении фронтовой авиации новая ракета появилась в 2021-2022 годах и пока используется только по самым важным целям в рамках СВО.

По площадным целям Ка-52 "работают" традиционными для фронтовой авиации неуправляемыми ракетами С-8 калибра 80 мм из блоков, которые подвешиваются под крыльями. Вертолетные "летающие батареи" могут бить такими боеприпасами с кабрирования (специальный прием, при котором вертолет при стрельбе задирает нос и ускоряется, придавая снарядам дополнительную скорость и подбрасывая их вверх) на 4-5 км, что позволяет уничтожать цели без входа в зону поражения переносных и мобильных зенитных комплексов противника. Такой боевой прием вполне оправдан с точки зрения критерия "стоимость - эффективность".

В зоне специальной военной операции сегодня работает несколько десятков вертолетов Ка-52, которые распределены по разным участкам линии боевого соприкосновения и оказывают поддержку частям и соединениям сухопутных войск.

Бронирован и защищен

Второй и не менее заслуженный ударный вертолет специальной военной операции - Ми-28Н, который выполнен по классической схеме. Всепогодный "Ночной охотник" разработан конструкторским бюро им. М.Л. Миля и принят на вооружение в 2009 году. Сегодня в ВКС России в нескольких полках служит более 80 Ми-28Н и более совершенных Ми-28НМ. Новая модификация отличается наличием надвтулочного радара с шарообразным обтекателем, который повышает поисковые возможности в плохих погодных условиях и в ночное время.

Ми-28Н вооружен управляемыми противотанковыми ракетами "Атака" (до 16 штук в контейнерах) и так же, как Ка-52, может нести ракету ЛМУР "изделие 305". Бронированная кабина защищает двух летчиков, которые размещены друг за другом и каждый в своей кабине - в отличие от Ка-52, где летчики сидят рядом в единой кабине.

Ми-28Н считается специализированным противотанковым вертолетом, который наиболее эффективен для уничтожения бронетехники. Он создавался в 1980-1990-е годы именно для борьбы с танками М1 "Абрамс", "Леопард-2" и "Челленджер-2". Его предназначение - выполнять функции аэромобильного противотанкового комплекса с уникальными системами обнаружения вражеской бронетехники. Это защищенная и универсальная по системам вооружений машина. При этом Ми-28Н может работать и по пехоте, и по любым других целям.

И Ка-52, и Ми-28Н оснащены современными комплексами постановки помех зенитным ракетам и имеют современные средства спасения. Броня кабины Ми-28Н выдерживает попадание снарядов 20-мм пушки "Вулкан", а броневое остекление кабин выдерживает прямые попадания пуль калибра до 12,7 мм. Система пассивной защиты обеспечивает безопасность членов экипажа при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 12 м/с. При этом величины перегрузок снижаются до уровня физиологически переносимых - удар принимают на себя конструкция шасси, подставки под кресла экипажа и собственно сами энергопоглощающие кресла "Памир-К". Сделано все возможное для того, чтобы экипаж выжил в любой боевой или аварийной ситуации.

И Ка-52, и Ми-28Н вооружены еще и скорострельной пушкой 2А42 калибра 30 мм. Это доработанное для авиационного применения автоматическое орудие со скорострельностью до 800 выстрелов в минуту и с возможностью переключения типов используемых снарядов. Универсальное оружие с современными оптико-электронными прицелами позволяет поражать любые цели в любое время дня и ночи.

Нельзя обойти вниманием еще одну заслуженную машину. В качестве одного из основных вертолетов СВО огромную роль играют современные модификации легендарного Ми-8. Сегодняшние Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ-5 и Ми-8МТПР-1 и другие от заслуженного ветерана переняли только облик и имя - это современные военно-транспортные, транспортно-ударные и специальные вертолеты, которые выпускаются российской авиационной промышленностью для ВКС России и на экспорт (под названием Ми-17).

Они отличаются неприхотливостью, широко используются для транспортировки грузов и личного состава. А ударные современные Ми-8 могут нести и противотанковые ракеты "Атака", и блоки с неуправляемыми ракетами калибра 80 мм. Это все равно как своя собственная летающая батарея "градов" для высаженного на территории противника десантного взвода. Фактически вооружение Ми-8 эквивалентно основному ударному арсеналу вертолетов недавнего прошлого Ми-24.

Ми-24 последних модификаций также применяется в СВО. Он по-прежнему остается достаточно надежной бронированной машиной, которая может "работать" по войскам и позициям противника, в том числе в условиях современной противовоздушной обороны. Хотя в ударных операциях по своим боевым возможностям ветераны уступают пальму первенства более современным Ка-52 и Ми-28Н. И это правильно - это машины, созданные для современной войны и для уничтожения всего того зоопарка западной техники, который противостоит российским войскам в СВО....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка