Бизнес-Online
23 июня 2023, 08:41
Мишустин о массовом выпуске Ту-214: "Вы гарантируете?"
Рабочий визит премьер-министра РФ Михаила Мишустина в Татарстан был связан с Казанским авиазаводом, а конкретно - со строительством Ту-214
Есть уверенность в заказе на полторы сотни самолетов
Борт премьер-министра РФ Михаила Мишустина приземлился на аэродроме Борисоглебское в районе полудня. Первым делом гость посетил парк Победы, где возложил цветы к Вечному огню: 22 июня - День памяти и скорби. А дальше все время премьера было отдано Казанскому авиазаводу - филиалу ПАО "Туполев" (КАЗ).
Мишустина провели по цехам, показали находящийся в высокой степени готовности Ту-214 для специального заказчика, очередной строящийся Ту-160М2, было и общение с рабочими и инженерами. Во всех вопросах премьеру подспудно сквозил один главный: когда государство начнет помогать предприятию? "Есть решение - о нем чуть позже, на совещании: его поддержал наш президент, и оно позволит обеспечить вас ресурсами, чтобы производить 20 изделий в год", - заинтриговал глава правительства.
На совещании основной доклад делал управляющий директор "Туполева" Вадим Королев. Прежде всего он привел некоторые данные о технических характеристиках Ту-214 и спросе. Они интересны в том числе с точки зрения уменьшения информационного хаоса, который наблюдается при обсуждении этого вопроса в сети.
Ту-214 на 87% (правда, непонятно, в каких единицах измеряются эти 87%) состоит из отечественных комплектующих. Полное импортозамещение проведут до конца 2024 года. Максимальное число пассажиров - 207. Имеется в виду одноклассный салон, расстояние между креслами не названо. В зависимости от вариантов компоновки дальность может достигать 9 тыс. километров. Для сравнения: два Ту-214 для "ЮВТ Аэро" делают в двухклассной компоновке с 178 креслами, еще два - с 182, и там и там - по 16 кресел в бизнес-классе; дальность - 6,5 тыс. километров.
Подтвержденная на сегодня потребность - порядка 150 единиц, из них на 20 есть твердый контракт, на 67 - соглашения о намерениях, на 61 - заявка от потенциальных заказчиков.
10 "тушек" только начало
Сегодня по Ту-214 завод работает в рамках комплексной программы развития авиатранспортной отрасли, продолжил Королев. Она предписывает изготовить до 2030 года 70 лайнеров с выходом в 2025-м на темп 10 самолетов в год. Для этого заводу уже выделено 12 млрд рублей: 4,3 млрд - из федерального бюджета (получены полностью), 7,7 млрд - заемные средства "Ростеха" (получено 1,2 млрд, остальное - до конца года). На эти деньги модернизируется существующее и закупается новое технологическое оборудование, оцифровывается конструкторская документация, ведется импортозамещение.
Но темп в 10 самолетов в год только частично покрывает спрос эксплуатантов. Задача - в 2027 году выйти на производство 20 машин, заявил Королев. Это вторая очередь проекта по серийному выпуску Ту-214. На нее понадобится 83,6 млрд рублей.
Королев перечислил основные статьи трат. 13 млрд - это приобретение механообрабатывающего оборудования, клепальных автоматов, прессов и т. д. 4 млрд - на изготовление автоматизированных технологических линий в цехах агрегатной и окончательной сборки, дооснащение механообрабатывающего и заготовительного-штамповочного производств. 22,7 млрд - на строительство и реконструкцию 100 тыс. кв. м площадей для размещения центра механообработки, линий агрегатной и окончательной сборки, складского хозяйства и гальванического производства. На цифровизацию процессов - 4,5 млрд, 10 млрд - на создание системы послепродажной поддержки эксплуатации, в том числе на создание тренажеров для подготовки летного состава и на оснащение заводского технического центра послепродажного обслуживания. Кстати, Росавиация уже утвердила комплект программ подготовки специалистов авиационного персонала на Ту-214. 25,4 млрд надо для расширения производственных мощностей предприятий кооперации, в том числе входящих в КРЭТ, "Технодинамику" и ОДК. Также Королев отметил, что потребуется набрать 2 тыс. основных производственных рабочих. Как рассказал "БИЗНЕС Online" заместитель директора КАЗа Борис Найшулер, для выпуска 10 самолетов в год комплектаторы готовы на 99%, а вот для 20 сегодня нынешних мощностей им не хватит.
На сегодня мероприятия второй очереди финансированием не обеспечены, констатировал глава "Туполева", потребуется внесение изменений в нормативно-правовые акты, определяющие объемы поставок и финансирования проекта производства Ту-214 в комплексной программе развития авиатранспортной отрасли.
"В круглосуточном режиме"
- Если мы решим все финансовое обеспечение, о котором вы сказали, вы гарантируете?.. - оглядел участников совещания Мишустин.
- Да, - ответил Королев, остальные кивнули.
- Отлично, договорились, - резюмировал премьер и предложил высказываться.
Президент РТ, председатель совета директоров "Туполева" Рустам Минниханов предположил, что если решить финансовые вопросы и детально проработать закупки и строительство помещений, есть шанс выйти на 20 бортов даже раньше 2027 года.
Генеральный директор "Аэрофлота" Сергей Александровский еще раз напомнил о необходимости сделать у Ту-214 двухчленный экипаж. "Для коммерческих эксплуатантов это критически важно", - заверил он и напомнил, что вообще должна быть программа постоянного совершенствования самолета. Другой важный вопрос - гарантийный срок: национальный авиаперевозчик привык, что это 48 месяцев, а у Ту-214 - всего 18 месяцев. Отметим, что генеральный директор ЮВТ Петр Трубаев рассказал "БИЗНЕС Online", что заявленная гарантия - два года. Также Александровский настоятельно рекомендовал подумать о производстве тренажеров Ту-214 - сейчас есть только один, и при наращивании производства лайнера неминуемы проблемы. Отметим, что на днях авиационные телеграм-каналы сообщили, будто "Аэрофлот" бросил клич среди своих пилотов: кто хочет переучиться на Ту-214?
- Давайте подведем итоги, - предложил Мишустин. - Проект серийного производства Ту-214 очень важен. С 2025-го предстоит производить 10 самолетов в год, но спрос на такую технику гораздо выше, рассчитываю, что Казанский авиазавод справится с бо́льшим объемом.
А дальше премьер выдал главную новость дня: "По согласованию с президентом хочу сообщить вам о решении, которое было принято накануне, - о выделении на этот проект 41,8 миллиарда рублей из фонда национального благосостояния". Остальные потребные средства (а это примерно 42 млрд рублей) будут выделены через "Ростех" в виде облигационных займов под 1,5% годовых - для финансирования проекта.
"Ждем от вас 20 лайнеров ежегодно, - резюмировал премьер. - Уверен, вы справитесь". Кстати, как вспоминают ветераны КАЗа, 20 гражданских самолетов в год завод не делал никогда: в пиковую загрузку он выпускал в год примерно 30 Ту-22М, 3-4 Ту-160 и 10-12 Ил-62… С гражданским авиастроением КАЗ давно не ассоциируется, и явно подразумевалось, что в Казани серии лайнеров в обозримом будущем не будет - только строительство, ремонт и модернизация дальних и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев. Заявления руководства РТ о намерении выпускать 20 Ту-214 в год воспринимались как фантастика…
На этом открытая для прессы часть заседания завершилась. О том, когда из цеха выкатят первый Ту-214, видимо, говорили без посторонних.
"Казанский авиазавод внес большой вклад в Победу, работал в круглосуточном режиме, изготавливал тысячи самолетов", - сказал в начале выступления Мишустин. И, похоже, умение КАЗа трудиться он вспомнил не только потому, что вчера был День памяти и скорби....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Июль 26, 2024
Аэрофлот будет выполнять в зимнем расписании полеты в Сочи из 7 регионов России
Июль 26, 2024
Главы Иркутской и Ульяновской областей обсудили открытие прямого авиарейса
Июль 26, 2024
Су-27 не допустил нарушения госграницы самолетами ВВС Британии над Черным морем
Июль 26, 2024
Делегация Наньчанского авиационного университета посетила БГУ