О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мишустин о массовом выпуске Ту-214: "Вы гарантируете?"

Рабочий визит премьер-министра РФ Михаила Мишустина в Татарстан был связан с Казанским авиазаводом, а конкретно - со строительством Ту-214

Рабочий визит премьер-министра РФ Михаила Мишустина в Татарстан был связан с Казанским авиазаводом, а конкретно - со строительством Ту-214. Предполагалось, что последуют важные заявления по соответствующей теме, но широкая авиастроительная общественность вряд ли ожидала, что они будут настолько судьбоносными для предприятия. Теперь главное не оплошать самим. За визитом министра наблюдал корреспондент "БИЗНЕС Online".

Есть уверенность в заказе на полторы сотни самолетов

Борт премьер-министра РФ Михаила Мишустина приземлился на аэродроме Борисоглебское в районе полудня. Первым делом гость посетил парк Победы, где возложил цветы к Вечному огню: 22 июня - День памяти и скорби. А дальше все время премьера было отдано Казанскому авиазаводу - филиалу ПАО "Туполев" (КАЗ).

Мишустина провели по цехам, показали находящийся в высокой степени готовности Ту-214 для специального заказчика, очередной строящийся Ту-160М2, было и общение с рабочими и инженерами. Во всех вопросах премьеру подспудно сквозил один главный: когда государство начнет помогать предприятию? "Есть решение - о нем чуть позже, на совещании: его поддержал наш президент, и оно позволит обеспечить вас ресурсами, чтобы производить 20 изделий в год", - заинтриговал глава правительства.

На совещании основной доклад делал управляющий директор "Туполева" Вадим Королев. Прежде всего он привел некоторые данные о технических характеристиках Ту-214 и спросе. Они интересны в том числе с точки зрения уменьшения информационного хаоса, который наблюдается при обсуждении этого вопроса в сети.

Ту-214 на 87% (правда, непонятно, в каких единицах измеряются эти 87%) состоит из отечественных комплектующих. Полное импортозамещение проведут до конца 2024 года. Максимальное число пассажиров - 207. Имеется в виду одноклассный салон, расстояние между креслами не названо. В зависимости от вариантов компоновки дальность может достигать 9 тыс. километров. Для сравнения: два Ту-214 для "ЮВТ Аэро" делают в двухклассной компоновке с 178 креслами, еще два - с 182, и там и там - по 16 кресел в бизнес-классе; дальность - 6,5 тыс. километров.

Подтвержденная на сегодня потребность - порядка 150 единиц, из них на 20 есть твердый контракт, на 67 - соглашения о намерениях, на 61 - заявка от потенциальных заказчиков.

10 "тушек" только начало

Сегодня по Ту-214 завод работает в рамках комплексной программы развития авиатранспортной отрасли, продолжил Королев. Она предписывает изготовить до 2030 года 70 лайнеров с выходом в 2025-м на темп 10 самолетов в год. Для этого заводу уже выделено 12 млрд рублей: 4,3 млрд - из федерального бюджета (получены полностью), 7,7 млрд - заемные средства "Ростеха" (получено 1,2 млрд, остальное - до конца года). На эти деньги модернизируется существующее и закупается новое технологическое оборудование, оцифровывается конструкторская документация, ведется импортозамещение.

Но темп в 10 самолетов в год только частично покрывает спрос эксплуатантов. Задача - в 2027 году выйти на производство 20 машин, заявил Королев. Это вторая очередь проекта по серийному выпуску Ту-214. На нее понадобится 83,6 млрд рублей.

Королев перечислил основные статьи трат. 13 млрд - это приобретение механообрабатывающего оборудования, клепальных автоматов, прессов и т. д. 4 млрд - на изготовление автоматизированных технологических линий в цехах агрегатной и окончательной сборки, дооснащение механообрабатывающего и заготовительного-штамповочного производств. 22,7 млрд - на строительство и реконструкцию 100 тыс. кв. м площадей для размещения центра механообработки, линий агрегатной и окончательной сборки, складского хозяйства и гальванического производства. На цифровизацию процессов - 4,5 млрд, 10 млрд - на создание системы послепродажной поддержки эксплуатации, в том числе на создание тренажеров для подготовки летного состава и на оснащение заводского технического центра послепродажного обслуживания. Кстати, Росавиация уже утвердила комплект программ подготовки специалистов авиационного персонала на Ту-214. 25,4 млрд надо для расширения производственных мощностей предприятий кооперации, в том числе входящих в КРЭТ, "Технодинамику" и ОДК. Также Королев отметил, что потребуется набрать 2 тыс. основных производственных рабочих. Как рассказал "БИЗНЕС Online" заместитель директора КАЗа Борис Найшулер, для выпуска 10 самолетов в год комплектаторы готовы на 99%, а вот для 20 сегодня нынешних мощностей им не хватит.

На сегодня мероприятия второй очереди финансированием не обеспечены, констатировал глава "Туполева", потребуется внесение изменений в нормативно-правовые акты, определяющие объемы поставок и финансирования проекта производства Ту-214 в комплексной программе развития авиатранспортной отрасли.

"В круглосуточном режиме"

- Если мы решим все финансовое обеспечение, о котором вы сказали, вы гарантируете?.. - оглядел участников совещания Мишустин.

- Да, - ответил Королев, остальные кивнули.

- Отлично, договорились, - резюмировал премьер и предложил высказываться.

Президент РТ, председатель совета директоров "Туполева" Рустам Минниханов предположил, что если решить финансовые вопросы и детально проработать закупки и строительство помещений, есть шанс выйти на 20 бортов даже раньше 2027 года.

Генеральный директор "Аэрофлота" Сергей Александровский еще раз напомнил о необходимости сделать у Ту-214 двухчленный экипаж. "Для коммерческих эксплуатантов это критически важно", - заверил он и напомнил, что вообще должна быть программа постоянного совершенствования самолета. Другой важный вопрос - гарантийный срок: национальный авиаперевозчик привык, что это 48 месяцев, а у Ту-214 - всего 18 месяцев. Отметим, что генеральный директор ЮВТ Петр Трубаев рассказал "БИЗНЕС Online", что заявленная гарантия - два года. Также Александровский настоятельно рекомендовал подумать о производстве тренажеров Ту-214 - сейчас есть только один, и при наращивании производства лайнера неминуемы проблемы. Отметим, что на днях авиационные телеграм-каналы сообщили, будто "Аэрофлот" бросил клич среди своих пилотов: кто хочет переучиться на Ту-214?

- Давайте подведем итоги, - предложил Мишустин. - Проект серийного производства Ту-214 очень важен. С 2025-го предстоит производить 10 самолетов в год, но спрос на такую технику гораздо выше, рассчитываю, что Казанский авиазавод справится с бо́льшим объемом.

А дальше премьер выдал главную новость дня: "По согласованию с президентом хочу сообщить вам о решении, которое было принято накануне, - о выделении на этот проект 41,8 миллиарда рублей из фонда национального благосостояния". Остальные потребные средства (а это примерно 42 млрд рублей) будут выделены через "Ростех" в виде облигационных займов под 1,5% годовых - для финансирования проекта.

"Ждем от вас 20 лайнеров ежегодно, - резюмировал премьер. - Уверен, вы справитесь". Кстати, как вспоминают ветераны КАЗа, 20 гражданских самолетов в год завод не делал никогда: в пиковую загрузку он выпускал в год примерно 30 Ту-22М, 3-4 Ту-160 и 10-12 Ил-62… С гражданским авиастроением КАЗ давно не ассоциируется, и явно подразумевалось, что в Казани серии лайнеров в обозримом будущем не будет - только строительство, ремонт и модернизация дальних и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев. Заявления руководства РТ о намерении выпускать 20 Ту-214 в год воспринимались как фантастика…

На этом открытая для прессы часть заседания завершилась. О том, когда из цеха выкатят первый Ту-214, видимо, говорили без посторонних.

"Казанский авиазавод внес большой вклад в Победу, работал в круглосуточном режиме, изготавливал тысячи самолетов", - сказал в начале выступления Мишустин. И, похоже, умение КАЗа трудиться он вспомнил не только потому, что вчера был День памяти и скорби....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка