Известия
18 июля 2023, 08:25
БАС и готово: создание инфраструктуры для полетов дронов в РФ оценили в 240 млрд
Минтранс оценил затраты на создание инфраструктуры для полетов беспилотников в России в 236 млрд рублей до 2030 года
Инфраструктура для дронов
Минтранс оценил затраты на создание в России инфраструктуры для коммерческих запусков беспилотных воздушных судов (БВС) в 236 млрд рублей до 2030 года, следует из паспорта формирующегося федерального проекта "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем" (в редакции от 3 июля, "Известия" ознакомились с документом).
Статьи расходов разделены на шесть пунктов. Самый дорогостоящий касается внедрения унифицированной инфраструктуры оператора линии управления и контроля, связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов полетов БВС по всей России (на территории 89 субъектов). На эти цели направят 168,5 млрд рублей в 2024-2030 годах. Уже в 2024-м из этой суммы выделят 4,5 млрд из федбюджета.
Еще 4,9 млрд направят на внедрение инфраструктуры на 49 аэродромах федеральной собственности - для обеспечения самих полетов БАС. Речь идет о радиотехническом и метеорологическом оборудовании и строительстве ангарах для хранения и ремонта дронов, а также о модулях заправки или зарядки БАС, говорится в материалах Минтранса. Оснащение первых 12 аэродромов начнется в 2025 году.
Аналогичную инфраструктуру потребуется установить на 241 посадочной площадке в регионах (и находящихся в собственности региональных властей) - на это выделят еще 28,4 млрд рублей до 2030 года. Из этой суммы 25 млрд - это средства федерального бюджета, а 3,3 млрд - региональных. Первые шесть площадок должны быть реконструированы уже в 2024-м.
В апрельских материалах Минтранса указывалось, что в 2024-м планируется реконструкция девяти площадок в Чукотском и Ямало-Ненецком автономном округах. Именно в этих регионах должны появиться первые базы для массового запуска дронов.
На оснащение аэропортов, наиболее подверженных угрозам незаконного вмешательства (I категория), средствами обнаружения и противодействия противоправному применению БВС планируется потратить 30 млрд рублей. Из них только 1,9 млрд - это внебюджетные источники. Конкретные авиаузлы в материалах Минтранса не указаны. В следующем году такими средствами оборудуют один аэропорт, в 2025-м - еще два, в 2026-м - девять, а всего до 2030 года - 31.
Около 5 млрд рублей вложат в оборудование системы обеспечения информационной безопасности на 290 маршрутах (районах) полетов БВС и 217 млн - на создание цифровой платформы сертификации дронов, их разработчиков и изготовителей.
Окончательно интегрировать беспилотники в единое воздушное пространство и создать единое цифровое пространство для обеспечения полетов беспилотной и пилотируемой авиации, а также сервисов на этой основе планируется к 2026-2027 годам, следует из документа Минтранса.
В пресс-службе Минфина "Известиям" сообщили, что паспорт нацпроекта по БАС (в который входит указанный федеральный проект Минтранса) сейчас проходит процедуру межведомственного рассмотрения. После согласования всех параметров, в том числе финансовых, проект будет внесен на рассмотрение правительства, уточнили там. Утвердить нацпроект до 1 сентября кабмину поручил президент РФ Владимир Путин.
В Минтрансе не ответили на запрос "Известий".
В конце марта кабмин РФ утвердил и параметры госзаказа на воздушные беспилотники - объем был оценен в 100,3 млрд рублей на 2023-2026 годы: 63,6 млрд на закупку должны потратить госорганы, 36,7 млрд - компании с госучастием. При этом сейчас в бюджете на 2023-2025 годы на госзакупки беспилотников заложено только 18,9 млрд рублей. До 2030-го спрос на БАС оценен более чем в 200 млрд (параметры госзаказа есть у "Известий").
Оценки экспертов
Указанной суммы в 236 млрд рублей хватит только на наземный сегмент инфраструктуры, считает основатель и гендиректор компании "Флай Дрон" Никита Данилов.
- В перспективе эти работы придется дополнять космическим сегментом - спутниками, посредством которых будут осуществляться управление беспилотными авиасистемами, наблюдение и контроль за ними. Развитие отечественных БПЛА без космической составляющей не будет столь интенсивным, как при ее наличии, - отметил Данилов.
Поставлять все радиотехническое оборудование, вероятно, будет концерн ВКО "Алмаз-Антей", исходя из сложившейся в авиаотрасли практики, добавил эксперт.
- В целом интеграция беспилотников в единое воздушное пространство на горизонте 2026-2027 годов выглядит вполне реалистичной, но лишь в том случае, если в данный процесс в кооперации с госструктурами будет вовлечен частный бизнес - цифровые платформы, разработчики инфраструктурных решений и так далее, - заключил Никита Данилов.
О необходимости задействовать космический сегмент для мониторинга и линий связи с БВС говорит и гендиректор разработчика дронов "Геоскан" Алексей Юрецкий. Пока это не нашло отражения в документах Минтранса. Именно использование космических группировок выглядит более перспективным решением, отметил эксперт.
На данный момент не до конца прояснено и то, какие конечные технические требования будут предъявляться к системе полной интеграции дронов в воздушное пространство РФ, поэтому выводы о завершении этого процесса в 2026-2027 годах тоже преждевременны, заключил эксперт.
Как отметил эксперт рынка НТИ "Аэронет" Михаил Карпенко, опытные полеты в едином воздушном пространстве действительно могут начаться к концу 2027-го, а полностью интеграция реализована к 2030-му. Но предстоит еще проанализировать именующиеся технические решения и разработки в области интеграции дронов, провести их опытную эксплуатацию и адаптировать под разные сценарии применения беспилотников. Помимо "Алмаз-Антея" ожидается участие и других разработчиков, так как традиционные подходы по управлению воздушным движением пилотируемых судов (поставщиков которых был концерн) к дронам не применимы, добавил он. Кроме того, большая работа предстоит по сертификации самих аппаратов и различных систем к ним....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 8, 2024
Аэрофлот провел дегустацию "Вино на высоте"
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 11, 2024
F-35 против Су-35 - это реальная реальность!
Ноябрь 11, 2024
iFly готовится передать все самолеты "Аэрофлоту"