О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Всевидящее "Око": в чем уникальность дрона "Привет-82"

Уже в начале спецоперации стало понятно, что беспилотные летательные аппараты играют в ней полноценную роль, и различные коптеры, боевые FPV-дроны (first-person view) начали производить многие российские разработчики

Уже в начале спецоперации стало понятно, что беспилотные летательные аппараты играют в ней полноценную роль, и различные коптеры, боевые FPV-дроны (first-person view) начали производить многие российские разработчики. Конструкторское бюро "Око", созданное в 2022 году IT-специалистами Андреем Ивановым и Вадимом Жерновым, с самого начала решило перевернуть представление общества о беспилотниках. Почему дрон "Привет-82" шокирует своим внешним видом и какие задачи может выполнять - в материале ТАСС.

"Привет" из Северной столицы

Питерское КБ входит в число редких и малочисленных в России производителей аппаратов самолетного типа, причем сверхдешевых и многофункциональных. "У нас сразу появилась идея попробовать делать что-то максимально простое, дешевое, которое можно будет производить в больших количествах, что очень интересовало войска. Сперва были некоторые иллюзии относительно того, что российские квадрокоптеры появятся буквально в первое лето СВО, а крылья-разведчики - в августе 2022 года. Поэтому мы взялись делать более сложную, тяжелую вещь: крылатую ракету для поражения некритической инфраструктуры "Привет-120", - рассказывает Иванов.

По замыслу создателей, новая крылатая ракета, несущая 120-миллиметровую мину, должна была стать чем-то вроде знаменитого ударного беспилотника "Герань", который начал применяться спустя два месяца после создания КБ и сейчас успешно используется Россией в спецоперации. Однако вскоре планы пришлось пересмотреть. Оказалось, что российские производители не в силах столь быстро насытить фронт отечественными разработками. Массово коптеры-камикадзе начали применяться в зоне СВО только к лету 2023 года, говорить о массовом применении беспилотников-разведчиков и вовсе пока не приходится. "Мы тоже переключились на более дешевый и доступный для подразделений беспилотник "Привет-82". Когда мы общались с подразделениями, принимающими участие в СВО, заметили, что у военнослужащих только формируется понимание того, как использовать более тяжелые аппараты. Поэтому мы делаем то, что понятно для всех и требуется прямо сейчас", - подчеркивает Андрей Иванов.

Свое название "Око" получило благодаря культовому роману-эпопее Дж. Р.Р. Толкина "Властелин колец". На логотипе конструкторского бюро гигантский огненный глаз, Всевидящее Око Саурона, с помощью которого темный властелин может увидеть любой уголок Средиземья. "Название бюро было идеей Андрея, но я его целиком поддерживаю. Мне кажется, оно очень хорошо отображает то, чем мы занимаемся. То, что делает КБ, можно назвать теми самыми орочьими технологиями, когда сложные устройства делаются из чего-то простого. Так что мы примеряем на себя гордое звание орков", - говорит Вадим Жернов.

Запуск "по бумажке"

Дрон-камикадзе с веселым наименованием "Привет-82" - флагманский продукт конструкторского бюро. Беспилотник предназначен для поражения мелкой, но критически важной инфраструктуры противника. В июне состоялось его первое боевое применение в зоне СВО. Оно же стало успешным: при помощи "Привета-82" был поражен опорный пункт Вооруженных сил Украины (ВСУ). Простота применения аппарата - предмет гордости его создателей. "Наше стандартное обучение занимает два дня. При этом пилот коптера пересаживается на наш дрон за пару часов. Очень гордимся тем, что первое боевое применение "Привета-82" было совершено спецназовцем, который не являлся оператором дрона и не имел специальной подготовки", - отмечает Жернов.

При запуске беспилотника использовалась авторская технология "подхват", разработанная КБ "Око". Старт аппарата производился из тыла за 12 км от цели, а "подхват" осуществлял оператор, который наносил поражение. "Самым показательным здесь является то, что расчет, который запускал "Привет-82", никогда не управлял аппаратом. Люди только читали инструкцию", - подчеркивает Андрей Иванов.

Фюзеляж беспилотника сделан из неокрашенной фанеры. Разработчики не раз сталкивались с тем, что внешний вид "Привета-82" приводит неподготовленных людей в замешательство. "Бывало, что для показов наши аппараты специально красили, потому что большинство привыкло к красивым беспилотникам благородного серого цвета, как турецкие "Байрактары". У людей возникает ступор, когда они видят "Привет-82", сделанный из фанеры и имеющий соответствующий цвет", - рассказывает Вадим Жернов.

При этом все беспилотники, которые отправляются в зону СВО, выглядят как обычная некрашеная фанера. "Военнослужащих условности не волнуют", - говорят разработчики. Однако выставочным образцам "Привета-82" все же приходится придавать лоск при помощи краски - чтобы не шокировать обывателей. "Даже по меркам мира беспилотников КБ "Око" довольно специфично. Когда вы приезжаете на показы предприятий, там много красивых дорогих микроавтобусов с красивыми дорогими беспилотниками, и обычно мы довольно сильно контрастируем видом наших автомобилей, беспилотников и нас самих", - шутит Жернов.

Название "Привет" для линейки дронов КБ "Око" было выбрано в те времена, когда в стране появлялось много проектов беспилотников с претенциозными названиями. "Все эти названия вроде "Архангел" плохо сочетались с тем, что на самом деле происходит. А поскольку мы делали крылатую ракету, что-то вроде маленькой "Герани", то хотели найти соответствующее, веселое и запоминающееся название: передать "Привет" противнику. Нам хотелось уйти от темы тяжелых героических вещей, которые связаны с культом победы, сделать проект более живым. Реальные люди воюют в реальном мире", - заявил Андрей Иванов.

Цифра "82" в названии беспилотника - отсылка к 82-й минометной мине, которая на тот момент показалась разработчикам наиболее интересной из готовых боеприпасов. У предприятия нет лицензии на производство оружия, работать в системе гособоронзаказа оно не может, беспилотники от КБ "Око" поставляются без боевых частей. "Привет-82" может нести линейку боеприпасов РПГ - от старой доброй "морковки" до термобарического боеприпаса, который в два раза тяжелее. Последнее применение произошло с инженерным кумулятивным боеприпасом КЗ-6, аналогичный боеприпас применяется в "Ланцете". "Минобороны РФ хочет стандартизации боеприпаса, и мы, в принципе, готовы идти в эту сторону. Это правильно, потому что, когда приделываются боеприпасы на местах, это несет определенную опасность для расчета и того, кто его монтирует", - отметил Вадим Жернов.

Заявки от подразделений

В зону СВО на данный момент поставлено 24 дрона "Привет-82". В ближайшем будущем их число может серьезно возрасти. Заявки на дроны, полученные от российских подразделений, исчисляются сотнями. "Привет-82" прошел апробацию в Главном управлении инновационного развития Минобороны РФ. У министерства есть заявки на то, чтобы подразделениям были поставлены наши птицы. Таких заявок несколько сотен. В данный момент мы полагаем, что решается вопрос о закупке, но это исключительно предположение. Нет ни контракта, ни понимания, будет ли он заключен. Нас регулярно спрашивают подразделения, когда мы пришлем аппараты, но пока ответить им нечего", - отмечает Жернов.

Еще недавно стоимость дрона составляла 110 тыс. рублей, теперь же она возросла до 150 тыс. В значительной степени цена дрона привязана к курсу доллара, поскольку при его производстве используются китайские чипы и батареи. "Это все еще низкий ценник и, в принципе, сопоставимый со стоимостью коптера. Но коптер и "Привет-82" - это разные инструменты под разные задачи", - отмечают в КБ "Око".

По словам разработчиков, каждый борт "Привет-82" сейчас является огромной ценностью для подразделений. В стандартный комплект входит шесть дронов, и военнослужащие не желают тратить их впустую. Дрон от КБ "Око" стандартно применяется на дистанции 8-10 км от цели, тогда как подавляющее большинство других коптеров ограничены дальностью 3-5 км. По словам разработчиков, у большинства российских подразделений еще не выработана схема применения беспилотников с подобной дальностью и на ее выработку понадобится время.

"Когда у вас всего шесть самолетов и это одно из немногих средств поражения цели на другом берегу Днепра, то для вас каждый беспилотник, каждое применение становятся большой ценностью. В основном сейчас подразделения знакомятся с дроном, учатся им пользоваться. Происходит достаточно большое количество полетов наших дронов в зоне СВО, но они являются тестовыми или учебными. Несколько подразделений разрабатывают тактику применения "Привета-82". Этот аппарат не похож на то, что они видели раньше. Мы - нечто другое", - говорит Жернов. По словам разработчиков, еще одно важнейшее преимущество нового дрона-камикадзе заключается в способности преодолеть средства радиолокационной борьбы (РЭБ) противника.

Планы и мечты

Путь небольшого частного предприятия в России отнюдь не устлан розами. Вся деятельность КБ "Око" осуществляется за собственный счет - на деньги, которые зарабатываются продажей беспилотников. "В данный момент для нас основной проблемой является финансирование", - говорит Андрей Иванов.

Иногда разработчикам помогают абсолютно незнакомые люди, например подписчики в соцсетях. Один из них по собственной инициативе закупил для КБ несколько очень дорогих видеокамер и выслал по почте. "Такая помощь для нас очень важна, потому что ресурсов для экспериментов, чтобы покупать, перебирать, пробовать, будет ли работать или не будет, достаточно мало", - подчеркнул Андрей Иванов. Камеры предназначаются для новой разработки "Око" - разведывательной модификации "Привета-82", которая уже была протестирована в зоне СВО. После доработки видеокамеры аппарат пойдет в серию.

Еще один яркий пример произошел зимой, во время полевых испытаний. "Испытывать сложно: снег, поле, машина туда не заезжает. Долгое время мы приезжали испытываться на одно и то же место, ставили катапульту на дорогу. Однажды приехали в очередной раз и увидели расчищенную площадку под старт. Просто местный тракторист, расчищая дорогу, взял и сделал нам удобно. Это было очень трогательно", - рассказывает Вадим Жернов.

На данный момент в штате КБ 10 человек, у бюро есть планы по расширению производства. "Вырасти в большое взрослое конструкторское бюро - это наша цель. Если мы этого добьемся, то это будет успех в нашем понимании. В дальнейшем хотели бы делать большие беспилотники, возможно, когда-то замахнуться уже на пилотируемую авиацию. Как минимум стать чем-то похожим на "Байрактар". Но это мечта", - говорит Андрей Иванов.

Из ближайших крупных задач КБ - доработать проект "Привет-120". Кроме того, в этом году "Око" впервые примет участие в международном военно-техническом форуме "Армия-2023", который пройдет с 14 по 20 августа в подмосковном парке "Патриот". "В рамках форума будет проведен демонстрационный полет "Привета-82". Также будет показан прототип крылатой ракеты "Привет-120", - сообщили представители бюро....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка