О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Перевозчики рассказали о проблеме отключения "авиационного SWIFT"

Отечественные и иностранные перевозчики, выполняющие рейсы между Россией и другими странами, осенью 2023 года могут столкнуться со сложностями в обеспечении таких перелетов

Отечественные и иностранные перевозчики, выполняющие рейсы между Россией и другими странами, осенью 2023 года могут столкнуться со сложностями в обеспечении таких перелетов. К этому может привести отключение России от телекоммуникационных каналов, принадлежащих глобальному провайдеру услуг для гражданской авиации - швейцарской компании Societe Internationale de Telecommunication Aeronautiqes (SITA). Об этом РБК рассказали три источника: в двух российских и одной зарубежной авиакомпаниях.

Канал SITA - "авиационный SWIFT" - это традиционный и самый распространенный инструмент в мировой гражданской авиации для обмена информацией, к примеру между авиакомпаниями и аэропортами. У SITA более 2,5 тыс. клиентов в 200 странах, решения провайдера используют свыше тысячи аэропортов, технологии задействованы на 90% всех международных авиарейсов во всем мире, указано на сайте компании. "Из-за отключения, запланированного на конец сентября, российские перевозчики больше не смогут передавать через шлюзы SITA данные о рейсах, пассажирах и багаже в информационные системы международных аэропортов", - утверждает один из собеседников РБК. По его словам, иностранные перевозчики, в свою очередь, останутся без привычного канала SITA для обмена данными с информационными системами российских аэропортов. "Проблема есть, она чувствительна и, безусловно, требует решения", - добавляет источник в иностранной компании - перевозчике.

В Минтрансе знают о ситуации с SITA. Для международных перевозок предстоит обеспечить обмен информацией между российской и международными сетями и организовать альтернативные каналы связи, сообщили РБК в пресс-службе министерства: "Для большинства государств, в которые осуществляются международные полеты, этот вопрос решен, с остальными же продолжаются переговоры с авиационными властями".

Что такое SITA

Международная компания SITA (Societe Internationale de Telecommunication Aeronautiqes) создана 23 февраля 1949 года 11 ведущими европейскими перевозчиками (среди них, к примеру, Air France) как международное общество авиационной электросвязи, является некоммерческим кооперативом и принадлежит авиатранспортной отрасли.

Телекоммуникационный канал SITA уже более полувека назад стал авиационным прообразом интернета, практическим воплощением трансграничного духа ICAO в международной гражданской авиации, отмечает авиационный эксперт Григорий Померанцев. По словам, эксперта значение SITA, ее каналов и решений для воздушного транспорта, во многом аналогично значению системы SWIFT - международной межбанковской платформы для передачи информации и совершения платежей.

Какие риски

К постепенному сворачиванию работы в России SITA приступила из-за проведения специальной военной операции на Украине. Большинство зарубежных компаний, оказывающих услуги российским перевозчикам, под давлением международных санкций были вынуждены прекратить сотрудничество с российскими авиакомпаниями и в целом с отраслью воздушных перевозок, отмечает представитель Минтранса. Большая часть сервисов компании SITA в России была отключена в течение 2022 года, добавил он. В компаниях "Сирена-Трэвел" и ORS - ведущих российских разработчиках систем бронирования билетов для авиакомпаний, сообщили, что SITA планирует прекратить сотрудничество с ними в части передачи данных в сентябре и октябре этого года.

В результате у иностранных перевозчиков могут возникнуть проблемы с обслуживанием их пассажиров в аэропортах России из-за невозможности использования собственных систем регистрации, замечает представитель "Сирена-Трэвел". Но, при этом, зарубежные перевозчики могут использовать отечественное программное обеспечение (к примеру, Astra - система, обеспечивающая выполнение всех необходимых операций процесса регистрации пассажиров и багажа, ведения сезонного расписания и т.д.) в российских аэропортах, которое используется для обслуживания любых авиакомпаний замечает он. По его словам, сейчас работа системы Astra в России переведена на альтернативные каналы связи: "Зависимость от иностранного провайдера связи сведена к минимуму". Отключение от SITA никак не коснется пассажиров, изменений они не заметят, утверждает гендиректор ORS Александр Сизинцев. "Авиакомпании и российские аэропорты, участвующие в обслуживании международного пассажиропотока, смогут использовать альтернативные, российские решения для обмена данными", - поясняет он.

Представители аэропортов Шереметьево, Домодедово, Пулково, Казани и холдинга "Аэропорты регионов" (управляет аэропортами в Екатеринбурге, Самаре и др.) заявили о полной готовности своей IT-инфраструктуры для работы с любыми авиакомпаниями, включая иностранные, и организации собственных прямых каналов связи с ними. За 2022 год в российских аэропортах обслужено 185,4 млн пассажиров. Отключение от сервисов SITA не окажет существенного влияния на пассажиропоток авиакомпаний России, так как его основная доля формируется за счет собственных каналов продаж и внутри контура отечественной автоматизированной системы оформления воздушных перевозок, сообщили РБК в пресс-службе "Аэрофлота".

Для авиакомпаний, которые используют каналы передачи данных SITA и не предпринимают мер по переходу на альтернативные каналы действительно возможны проблемы, отмечает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Российские авиакомпании спокойно адаптируются к новым каналам, но иностранным аэропортам и авиакомпаниям придется подстраиваться под предложенные российские альтернативные технологии, добавляет Померанцев. "Но это вполне решаемые задачи", - считает эксперт.

"В каких-то аэропортах уже произошел переход на альтернативные каналы связи, а в каких-то аэропортах идет интенсивное обсуждение между IT подразделениями аэропортов и российскими авиакомпаниями, которые там обслуживаются о поиске альтернативных вариантов обслуживания", - добавил представитель "Сирена-Трэвел".

При этом есть направления для полетов, требующие повышенного внимания, к примеру Китай, приводят пример собеседники РБК. По словам одного из них, до сих пор не ясно по каким каналам будет происходить обмен данными между российскими перевозчиками и китайскими аэропортами. "Если в вопросе поиска решения проблемы передачи информации между российскими авиакомпаниями и пограничным органам Китая еще есть хоть какое то понимание, то как решить проблему передачи информации между инвенторными системами (в них хранится расписание рейсов и наличие мест на них, а также занятые места связываются с пассажирами. - РБК) российских авиакомпаний и зарубежных аэропортов - понимания нет", - замечает собеседник. Ситуация с полетами в Китай после отключения от SITA наиболее сложная для авиакомпаний России, соглашается представитель "Сирена-Трэвел".

Как к отключению готовятся власти и компании

Минтранс планирует провести очную встречу с авиационными властями Китая для урегулирования целого ряда вопросов, в том числе вопрос невозможности использования каналов SITA в Китае российскими перевозчиками, говорят представитель "Сирена-Трэвел" и собеседник РБК в российском перевозчике. РБК направил запрос по поводу встречи в пресс-службу ведомства.

При этом во многих странах решение SITA не является единственным, указывает Сизинцев. "В любом случае, обмен информации между авиакомпаниями и аэропортами можно обеспечить альтернативными способами", - поясняет он.

"Уральские авиалинии" после прекращения SITA оказания услуг российским компаниям будут договариваться с каждым аэропортом индивидуально о канале передачи данных, говорит представитель перевозчика. "На текущий момент наша авиакомпания уже договорилась со всеми аэропортами, куда осуществляет полеты, и уход SITA нас уже никак не коснется", - утверждает он. При этом, в ситуации открытия новых направлений в зарубежные аэропорты - "да, придется дополнительно обсуждать еще и вопрос передачи данных, но при заинтересованности со стороны аэропорта - это решаемый вопрос". По словам замгендиректора "ИрАэро" Сергея Крупнова, строить прогнозы насколько безболезненно произойдет настройка альтернативных каналов обмена данными сейчас сложно. "Эта, возможная, проблема - головная боль всех российских и зарубежных авиакомпаний выполняющих полеты в Россию, и надеюсь что совместными усилиями, при поддержке авиационных властей России, процесс перехода на альтернативные каналы связи авиакомпаний с зарубежными аэропортами, в конченом итоге, будет незаметен для пассажиров", - сказал Крупнов.

Минтранс целенаправленно и последовательно занимается решением вопросов импортонезависимости отраслевых IT-решений, напоминает представитель ведомства. В частности, по его словам, под эгидой индустриального центра компетенций (ИЦК) по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений "Авиационный транспорт", при участии "Аэрофлота" подведомственным Минтрансу ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" была разработана и в настоящее время эксплуатируется информационная система "Авиационная сервисная платформа".

Сегодня услуги системы уже предоставляются пяти авиакомпаниям и 39 аэропортам в России и за рубежом. Работы по подключению других авиапредприятий России и дружественных стран продолжаются. "Риски, связанные с функционированием внутренних воздушных перевозок, сняты. Вместе с тем работа по миграции авиакомпаний и аэропортов на отечественную систему продолжается в ускоренном режиме", - подчеркнули в пресс-службе Минтранса.

Представитель "Белавиа" отказался от комментариев. РБК направил запросы пресс-службы Emirates, Turkish Airlines и другие крупнейшие зарубежные авиакомпании, летающие в Россию.

Официальный комментарий Федерального агентства воздушного транспорта от 17.08.2023 г. 11:07:

Изменение схемы передачи данных, необходимых для обслуживания международных рейсов российских и зарубежных авиакомпаний в аэропортах России, связанных с уходом с российского авиарынка глобального провайдера услуг SITA, не оказывает негативного влияния на деятельность гражданской авиации.

Уже с 2022 года российские авиакомпании и аэропорты постепенно внедряют и успешно используют альтернативные каналы связи других информационных систем, в том числе отечественного производства. Зарубежные авиакомпании, выполняющие полеты в Россию, также успешно применяют альтернативные каналы связи.

Российские авиакомпании и аэропорты имеют достаточно ресурсов для поступательного развития международного авиасообщения.

Доказательством такого развития является постоянный рост количества полетов самолетов в воздушном пространстве России. Ежедневно около тысячи международных авиарейсов российских и иностранных авиакомпаний выполняется в воздушном пространстве Российской Федерации.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка