Известия
23 августа 2023, 15:02
Огненные винты: как "Аллигаторы" останавливают украинское контрнаступление
Уже несколько месяцев продолжается украинское контрнаступление
Как обычно - вылет срочный
Мы прибываем на аэродром рано утром. Там уже идет напряженная работа. В небо на боевую задачу непрерывно уходят одни вертолеты, другие возвращаются с вылета, а третьи в это время проходят обслуживание, дозаправку и перезарядку. Сейчас на площадке к полету готовится "Аллигатор". Машина недавно вернулась с боевого вылета, и ее экипаж отдыхает. Но техники уже начинают готовить "пятьдесят второй" к следующей задаче. Вертолет перевооружили, идет проверка бортовых систем и механизмов, готовится дозаправка.
Во время прошлого вылета Ка-52 работал управляемыми ракетами "Вихрь" по бронетехнике врага. Но сейчас целью будет скопление пехоты. А значит, в ход пойдут неуправляемые авиационные ракеты.
Особое внимание при подготовке к вылету экипажи и техники уделяют системе самообороны "Витебск". Уникальное изделие уже неоднократно спасало жизни российским летчикам. Оно самостоятельно обнаруживает запущенную по машине ракету, определяет ее тип, скорость и направление. И уже в зависимости от параметров полета самого вертолета принимает решение, как отвести угрозу.
В арсенале "Витебска" сразу несколько рубежей обороны. Например, обычные тепловые ловушки. Это специальные пиропатроны, которые после отстрела горят ярким огнем с высоким выделением тепла. На такой факел реагируют зенитные ракеты с тепловой головкой самонаведения.
Другой рубеж обороны - это специальные "башенки", в которых спрятаны лазеры. С их помощью "Витебск" фактически выжигает головки самонаведения зенитных ракет. Пока мы ходим вокруг Ка-52, слышен характерный шелестящий звук сервоприводов. Это техники проверяют работу лазерных "башенок".
Вертолет заправлен, перевооружен и проверен. Экипаж занимает места в кабине. Запуск двигателей, Ка-52 поднимается в воздух на несколько метров, зависает. И потом плавно уходит в полет - на выполнение боевого задания.
Точный удар
У экипажей вертолетов не принято давать комментарии и отвечать на вопросы перед боевым вылетом. Поэтому ждем, когда машина вернется с задачи. Зайдя к площадке красивой дугой на малой высоте - это один из отличительных маневров для Ка-52, - молодой пилот сажает машину.
К борту сразу подбегают техники, чтобы отключить системы. Старший из них, подойдя первым, открывает кабину и приветствует пилота. Он же и перед взлетом последним обходил вертолет. Пилот улыбается и начинает что-то рассказывать, активно жестикулируя прямо из кабины. Но лопасти еще не полностью остановились и о чем он рассказывает, слышно плохо. Техник, облокотившись руками на борт, довольно кивает и отвечает. С противоположной стороны из кабины спускается штурман-оператор. Вокруг уже кипит работа, заряжаются новый боекомплект и тепловые ловушки, проходит заправка топлива.
- Выполнили задачу в полном объеме, без замечаний. Борт исправен, экипаж жив, самое главное, что домой вернулись. Поражены 11 человек живой силы и один опорный пункт, - говорит штурман.
В отличие от бойцов сухопутных войск, у него нет собственного позывного. Экипаж работает под позывным пилота, и штурман представляется позывным пилота - Токио.
Охота и охотник
По словам штурмана, враг уделяет большое внимание борьбе с армейской авиацией. На переднем крае позиции насыщены переносными зенитно-ракетными комплексами и зенитной артиллерией. Также враг применяет и военные хитрости.
- Технику, которая уже была поражена, противник выставляет на передний край, к линии боевого соприкосновения. Заманивает наши вертолеты в "карман". Мы подходим очень близко к противнику и оказываемся в зоне поражения. И мы, и наше командование с этим приемом уже знакомы. Все это мы уже учли и тоже свои хитрости применяем, - рассказывает штурман-оператор.
А недавно противник пытался применить реактивную артиллерию по месту, где работали на малых высотах наши вертолеты. Как ни удивительно, это представляет серьезную опасность для вертолетов.
В том вылете, несмотря на высокую мобильность, украинские зенитные группы не успели подойти к месту. Но и применение РСЗО "Град" также не дало врагу результатов. Хотя и доставило экипажу Ка-52 несколько неприятных минут. Но благодаря своему опыту пилоты быстро вышли из опасной зоны. Конечно, подобные методы борьбы с воздушными целями - скорее шаг отчаяния.
- Один на миллион, наверное, вероятность так попасть. Но, конечно, она есть, - объясняет штурман-оператор Ка-52.
Между тем, помимо таких экзотичных способов борьбы, украинские боевики активно применяют и достаточно опасные зенитные системы западного производства.
- Сейчас во время этого вылета было противодействие ПВО противника. Работал "Гепард" (зенитная самоходная пушечная установка производства ФРГ. - "Известия"), - рассказывает нам пилот о столкновении с зенитными системами врага. - "Гепарды" они привезли на передний край и сейчас используют очень активно. В момент нашего пуска по цели, когда мы наиболее уязвимы для средств противовоздушной обороны, они взяли нас на захват. Но мы очень быстро отработали и ушли вниз. Захват был сорван, отстреляться "Гепард" не успел. Ему надо цель продержать минуты две для открытия огня. А мы ему такой возможности не дали.
Еще одной тактической новинкой ПВО противника стало выдвижение мобильных групп с ПЗРК в так называемую серую зону - пространство между российскими и украинскими передовыми позициями, которое никто не контролирует. Как правило, такие группы действуют на легком проходимом автотранспорте - различных джипах и пикапах. Они обеспечивают быстрый уход. Засадами в "серой зоне" враг пытается встретить российские вертолеты на рубежах открытия огня.
Мы прощаемся с экипажем. Летчики уходят на отдых. Впереди у них еще несколько боевых вылетов. И пока есть хоть небольшая пауза, надо восстановить свои силы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников