Известия
23 августа 2023, 15:02
Огненные винты: как "Аллигаторы" останавливают украинское контрнаступление
Уже несколько месяцев продолжается украинское контрнаступление
Как обычно - вылет срочный
Мы прибываем на аэродром рано утром. Там уже идет напряженная работа. В небо на боевую задачу непрерывно уходят одни вертолеты, другие возвращаются с вылета, а третьи в это время проходят обслуживание, дозаправку и перезарядку. Сейчас на площадке к полету готовится "Аллигатор". Машина недавно вернулась с боевого вылета, и ее экипаж отдыхает. Но техники уже начинают готовить "пятьдесят второй" к следующей задаче. Вертолет перевооружили, идет проверка бортовых систем и механизмов, готовится дозаправка.
Во время прошлого вылета Ка-52 работал управляемыми ракетами "Вихрь" по бронетехнике врага. Но сейчас целью будет скопление пехоты. А значит, в ход пойдут неуправляемые авиационные ракеты.
Особое внимание при подготовке к вылету экипажи и техники уделяют системе самообороны "Витебск". Уникальное изделие уже неоднократно спасало жизни российским летчикам. Оно самостоятельно обнаруживает запущенную по машине ракету, определяет ее тип, скорость и направление. И уже в зависимости от параметров полета самого вертолета принимает решение, как отвести угрозу.
В арсенале "Витебска" сразу несколько рубежей обороны. Например, обычные тепловые ловушки. Это специальные пиропатроны, которые после отстрела горят ярким огнем с высоким выделением тепла. На такой факел реагируют зенитные ракеты с тепловой головкой самонаведения.
Другой рубеж обороны - это специальные "башенки", в которых спрятаны лазеры. С их помощью "Витебск" фактически выжигает головки самонаведения зенитных ракет. Пока мы ходим вокруг Ка-52, слышен характерный шелестящий звук сервоприводов. Это техники проверяют работу лазерных "башенок".
Вертолет заправлен, перевооружен и проверен. Экипаж занимает места в кабине. Запуск двигателей, Ка-52 поднимается в воздух на несколько метров, зависает. И потом плавно уходит в полет - на выполнение боевого задания.
Точный удар
У экипажей вертолетов не принято давать комментарии и отвечать на вопросы перед боевым вылетом. Поэтому ждем, когда машина вернется с задачи. Зайдя к площадке красивой дугой на малой высоте - это один из отличительных маневров для Ка-52, - молодой пилот сажает машину.
К борту сразу подбегают техники, чтобы отключить системы. Старший из них, подойдя первым, открывает кабину и приветствует пилота. Он же и перед взлетом последним обходил вертолет. Пилот улыбается и начинает что-то рассказывать, активно жестикулируя прямо из кабины. Но лопасти еще не полностью остановились и о чем он рассказывает, слышно плохо. Техник, облокотившись руками на борт, довольно кивает и отвечает. С противоположной стороны из кабины спускается штурман-оператор. Вокруг уже кипит работа, заряжаются новый боекомплект и тепловые ловушки, проходит заправка топлива.
- Выполнили задачу в полном объеме, без замечаний. Борт исправен, экипаж жив, самое главное, что домой вернулись. Поражены 11 человек живой силы и один опорный пункт, - говорит штурман.
В отличие от бойцов сухопутных войск, у него нет собственного позывного. Экипаж работает под позывным пилота, и штурман представляется позывным пилота - Токио.
Охота и охотник
По словам штурмана, враг уделяет большое внимание борьбе с армейской авиацией. На переднем крае позиции насыщены переносными зенитно-ракетными комплексами и зенитной артиллерией. Также враг применяет и военные хитрости.
- Технику, которая уже была поражена, противник выставляет на передний край, к линии боевого соприкосновения. Заманивает наши вертолеты в "карман". Мы подходим очень близко к противнику и оказываемся в зоне поражения. И мы, и наше командование с этим приемом уже знакомы. Все это мы уже учли и тоже свои хитрости применяем, - рассказывает штурман-оператор.
А недавно противник пытался применить реактивную артиллерию по месту, где работали на малых высотах наши вертолеты. Как ни удивительно, это представляет серьезную опасность для вертолетов.
В том вылете, несмотря на высокую мобильность, украинские зенитные группы не успели подойти к месту. Но и применение РСЗО "Град" также не дало врагу результатов. Хотя и доставило экипажу Ка-52 несколько неприятных минут. Но благодаря своему опыту пилоты быстро вышли из опасной зоны. Конечно, подобные методы борьбы с воздушными целями - скорее шаг отчаяния.
- Один на миллион, наверное, вероятность так попасть. Но, конечно, она есть, - объясняет штурман-оператор Ка-52.
Между тем, помимо таких экзотичных способов борьбы, украинские боевики активно применяют и достаточно опасные зенитные системы западного производства.
- Сейчас во время этого вылета было противодействие ПВО противника. Работал "Гепард" (зенитная самоходная пушечная установка производства ФРГ. - "Известия"), - рассказывает нам пилот о столкновении с зенитными системами врага. - "Гепарды" они привезли на передний край и сейчас используют очень активно. В момент нашего пуска по цели, когда мы наиболее уязвимы для средств противовоздушной обороны, они взяли нас на захват. Но мы очень быстро отработали и ушли вниз. Захват был сорван, отстреляться "Гепард" не успел. Ему надо цель продержать минуты две для открытия огня. А мы ему такой возможности не дали.
Еще одной тактической новинкой ПВО противника стало выдвижение мобильных групп с ПЗРК в так называемую серую зону - пространство между российскими и украинскими передовыми позициями, которое никто не контролирует. Как правило, такие группы действуют на легком проходимом автотранспорте - различных джипах и пикапах. Они обеспечивают быстрый уход. Засадами в "серой зоне" враг пытается встретить российские вертолеты на рубежах открытия огня.
Мы прощаемся с экипажем. Летчики уходят на отдых. Впереди у них еще несколько боевых вылетов. И пока есть хоть небольшая пауза, надо восстановить свои силы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Июль 26, 2024
Аэрофлот будет выполнять в зимнем расписании полеты в Сочи из 7 регионов России
Июль 26, 2024
Главы Иркутской и Ульяновской областей обсудили открытие прямого авиарейса
Июль 26, 2024
Су-27 не допустил нарушения госграницы самолетами ВВС Британии над Черным морем
Июль 26, 2024
Делегация Наньчанского авиационного университета посетила БГУ