О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Победы в гонках дронов и патент на беспилотник: интервью со студентом МАИ

Cпециалист дирекции "Аэромобильность", студент института № 1 "Авиационная техника" МАИ Эдуард Сухарев рассказал о том, что собой представляют соревнования беспилотников

Cпециалист дирекции "Аэромобильность", студент института № 1 "Авиационная техника" МАИ Эдуард Сухарев рассказал о том, что собой представляют соревнования беспилотников, что является залогом победы и какими навыками надо обладать, чтобы стать профессионалом в этой отрасли.

- Эдуард, откуда такой интерес к БПЛА? Как давно увлекаетесь беспилотниками?

Беспилотниками увлекаюсь с 10 лет. Первый свой аппарат собрал в 13 лет, ну а участвовать в соревнованиях начал с 14. За это время я стал двукратным чемпионом чемпионата профессионального мастерства "Молодые профессионалы" (Worldskills Russia) в компетенции "Эксплуатация беспилотных авиационных систем" в юниорской и взрослых категориях, награжден в номинации "Прорыв года". Кроме того занимаюсь проектной деятельностью: разработал два коптера - сельскохозяйственный, с которым выступал на различных конференциях, и обучающий программируемый коптер SmartEduDrone с методическим пособием. В июле этого года получил на него патент и планирую участвовать с ним в студенческом конкурсе "Твой Ход".

- Разработка коптеров - это часть образовательного процесса в институте?

Нет, это моя инициатива. Ведь я со школьных лет увлечен этой темой, всегда занимался проектной работой. А как студент МАИ участвую в разных конкурсах и конференциях, например, недавно в "Гагаринских чтениях" занял второе место с проектом обучающего квадрокоптера.

- Как возникла идея разработанных вами коптеров?

Сельскохозяйственный коптер я разработал еще в школе: была идея создать компактный и простой квадрокоптер, доступный каждому, с помощью которого можно было бы распылять удобрения и пестициды у себя на даче в труднодоступных местах. Ведь промышленные коптеры огромные, стоят дорого и обычному пользователю недоступны.

А вот идея обучающего коптера родилась не так давно. Я обучаю школьников пилотированию, проектированию БПЛА, готовлю их к чемпионатам "Мастерята", "Профессионалы" (бывший WorldSkills). И обучающие коптеры, которые сегодня есть на рынке, достаточно дорогие. Мне захотелось создать коптер, который будет дешевый, простой в ремонте, программируемый, чтобы на нем можно было обучать школьников и не зависеть от комплектующих производителя: распечатать необходимую деталь на принтере, отремонтировать аппарат и дальше им пользоваться. Во время обучения коптеры ломаются, и это нормально, нужен доступ к запчастям, но они стоят дорого, потому данный коптер стал идеальным решением.

- Как планируете развивать разработки?

Сельскохозяйственный коптер пока останется в единичном экземпляре. А вот обучающий коптер планирую развивать дальше и со временем выходить на рынок с серией: сейчас пишу ПО для него, но предстоит доработка, сертификация, продвижение, поиск партнеров, оборудования и материалов для серийного производства.

- Вы работали над ним самостоятельно?

Да, я работал и над одним, и над другим аппаратами один. Но на данном этапе планирую привлечь команду: это будут студенты МАИ, МГТУ им. Баумана.

- Из последних ваших достижений - это победа в нескольких дисциплинах на форуме "Архипелаг-23". Что собой представляет форум?

Форум "Архипелаг" - грандиозное мероприятие всероссийского уровня для всех, кто интересуется беспилотной авиацией. Он проходил в Новосибирской области и включал в себя выставку отечественных дронов, различные соревнования, конференции, образовательные мероприятия и мастер-классы.

- В каких дисциплинах участвовали и с какими летательными аппаратами?

Я участвовал с личными самосборным 5-дюймовым коптером для фристайла и самосборным гоночным коптером. В личном зачете я участвовал в дисциплинах "Фристайл на FPV", "Сброс снаряда на наземную мишень" и "Ну, погоди!". А в командном принимал участие с командой МАИ в "Гонке автономных БВС". Кроме того, я принимал участие в соревнованиях "Технический симулятор дрон-рейсинга" и "Сдача ТехноГТО Аэро".

- Расскажите о каждой подробнее.

Я победил в дисциплине "Фристайл на FPV" со своим самосборным аппаратом. Здесь нужно было пролететь трассу за ограниченное время и продемонстрировать максимальное количество элементов, при этом связав их в одну красивую картинку.

Так, у фристайл-пилотов есть элементы Flip, Powerloop (переворот на 360 градусов), Juicy flick, Vanny roll (полет задом-наперед с выполнением фигур высшего пилотажа), Inverted yaw spin (поворот на 180 градусов в перевернутом положении). Можно просто делать фигуры в воздухе, но со стороны это не будет зрелищно. Во фристайле важно уметь грамотно использовать препятствия. Например, я влетаю в ворота, после делаю переворот на 360 градусов, дальше лечу задом к флагу, облетаю его, делаю полет на ноже сквозь щель - это получается эффектно и красиво: я обхожу препятствия и делаю при этом сложные элементы. Порядок выполнения элементов не важен, главное правильно их использовать.

В "Сбросе снаряда на наземную мишень" я использовал аппарат организаторов (это был коптер чуть больше, с другими настройками, скоростью и т. д.) - нужно было взлететь, пролететь в зону сброса и максимально точно попасть в мишень.

В "Ну, погоди!" по полигону ездила радиоуправляемая подвижная платформа, необходимо было взлететь, пролететь в зону сброса, найти платформу, попасть в мишень на ней.

В "Гонке автономных БВС" нужно было запрограммировать коптер так, чтобы он автономно пролетел трассу за минимальное время. Трасса круговой траектории включала в себя несколько ворот и флагов: нужно было, чтобы коптер самостоятельно мог пролететь все ворота и флаги и прилететь обратно без столкновений. Это было командное соревнование, и наша команда получила бесценный опыт программирования дрона.

В "Техническом симуляторе дрон-рейсинга" необходимо было пролететь трассу в акробатическом режиме (полностью ручной режим управления коптером Acro) и показать максимальный результат.

- Что помогает добиваться успеха в подобных соревнованиях?

Стрессоустойчивость: ведь когда волнуешься, дрожат руки, полет получается неровный - это некрасиво, есть шанс падения. Настойчивость, уверенность в себе, быстрота реакции, ловкость, хорошая координация движений.

- В чем заключались основные сложности?

Трасса не была известна заранее: нужно было импровизировать и лететь так, чтобы это выглядело красиво и было понятно обычному зрителю.

- Каков был уровень участников?

Достаточно высокий, туда пришли профессионалы. По баллам и уровню пилотирования мы шли очень плотно. Во фристайле решающим был всего один элемент.

- Управление дроном: как быстро этому можно обучиться?

Много зависит от личных способностей и целеустремленности человека. Базовые навыки можно получить и за неделю. Но нет предела совершенству: нужно постоянно повышать свой уровень, набираться опыта не только пилотирования, но и программирования и т. д. Потому я бы сказал, год и более. Например, если исходить из моего опыта преподавания, то для освоения пилотирования в Acro-режиме школьникам требуется около 100 часов. А вот чтобы пойти на соревнования, нужно тренироваться гораздо больше, нарабатывать опыт, не бояться разных коптеров, спокойно взаимодействовать с ними.

- В каких соревнованиях вы бы еще хотели поучаствовать?

Соревнования бывают разные: гонки, программирование, в целом связанные с профессией оператора дрона. Для студентов и школьников есть чемпионат "Профессионалы" (бывший WorldSkills) - здесь проверяют знания и навыки в комплексе: умение собирать коптеры, настраивать, программировать, летать и т. д. Есть соревнования по гонкам, которые проводят Всероссийская лига гонок дронов RDR и официальная российская лига по дрон-рейсингу Drone Sports Global.

Во многих соревнованиях я уже поучаствовал. И хотел бы продолжать участвовать, в частности, в мероприятиях Drone Sports Global.

- Отличается ли управление малым дроном по сложности от более габаритных?

Есть, например, съемочный DJI, есть гоночный, который летает по трассе, а есть большой грузовой. Так вот сложнее управлять гоночным - это полностью ручное управление в акробатическом режиме. А большие аппараты, как правило, летают автономно, при необходимости оператор может перехватить управление, и по сложности это будет как управление обычным съемочным дроном.

- Что дало вам участие в форуме?

Соревновательная часть дает возможность показать мастерство и сравнить себя с другими участниками, получить новый опыт пилотирования и программирования. Выставка дает возможность увидеть достижения отрасли. Образовательная часть - новые знания. В целом, форум дает возможность познакомиться с новыми единомышленниками, увлеченными беспилотной авиацией, и обменяться опытом.

- Какие дальнейшие планы? Планируете связать свою жизнь с БПЛА?

Конечно, буду продолжать развиваться в области БПЛА. Моя жизнь навсегда связана с небом, и в будущем я бы хотел создавать новые модели БПЛА и делиться опытом с другими....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка