О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Второй российский регион отказался от полетов на западных самолетах

В Камчатском крае с 1 сентября остановлены полеты на чешских самолетах L-410 (рассчитаны на 17-19 мест) из-за нехватки запчастей

В Камчатском крае с 1 сентября остановлены полеты на чешских самолетах L-410 (рассчитаны на 17-19 мест) из-за нехватки запчастей. Об этом РБК сообщили в пресс-службе местного правительства и подтвердили в пресс-службе единой дальневосточной авиакомпании "Аврора".

Теперь L-410 заменят другими типами авиатехники из парка Камчатского авиационного предприятия, уверяют в пресс-службе "Авроры". Поэтому транспортная доступность населенных пунктов края нарушена не будет. Властям Камчатки принадлежит 75% минус одна акция Камчатского авиационного предприятия, эксплуатировавшего три L-410, остальные бумаги - у "Авроры".

Камчатка стала вторым российском регионом, отказавшимся от эксплуатации западных самолетов. В начале 2023 года самолеты L-410 прекратила использовать компания "Комиавиатранс" из Республики Коми - из-за санкций и дефицита запчастей. По данным Росавиации, сейчас в России остается семь коммерческих операторов самолетов L-410 - "Сибирская легкая авиация", "Хабаровские авиалинии", 2-й Архангельский объединенный авиаотряд, "Полярные авиалинии", "Газпром авиа", "Аэросервис" и "КрасАвиа". В общей сложности в их авиапарках находится 28 таких машин. Еще четыре самолета есть в распоряжении Ульяновского института гражданской авиации, они используются для обучения курсантов.

РБК направил запросы в пресс-службы Минвостокразвития, Минтранса, Росавиации и семи авиакомпаний, продолжающих выполнять рейсы на L-410.

Почему остановили полеты на L-410

Три новых L-410 производства чешского завода Aircraft Industries, приобретенные на средства федерального и регионального бюджетов, поступили на Камчатку в 2010-2011 годах. До сих пор они были самыми "молодыми" самолетами в парке местного авиапредприятия, продолжающего эксплуатировать советские Ан-26, Ан-28, Як-40, а также вертолеты семейства Ми-8. Летом 2023 года L-410 летали в пять труднодоступных и малонаселенных пунктов Камчатского края - Никольское, Озерная, Соболево, Тигиль и Усть-Хайрюзово (суммарно в них проживают около 6 тыс. человек). Из-за отсутствия железной дороги и неразветвленной сети автодорог власти Камчатки делали ставку на авиатранспорт для перевозки пассажиров. В 2023 году на местные рейсы было выделено более 1 млрд руб. из краевого бюджета.

Остановка эксплуатации L-410 на Камчатке связана с "окончанием ресурсов" (их нельзя больше эксплуатировать по регламенту) некоторых узлов и агрегатов, объясняет представитель камчатских властей, не уточняя деталей: "К этой ситуации привели сложности с поставками по параллельному импорту". Безусловно, использование альтернативных каналов поставок приводит к существенному усложнению логистических цепочек, увеличению сроков выполнения заказов и повышению стоимости импортируемой продукции, соглашается представитель Минпромторга. "Однако говорить о невозможности ввоза необходимого оборудования, запчастей и агрегатов не приходится", - добавляет он.

После начала специальной военной операции России на Украине против российской авиаотрасли были объявлены международные санкции. Из-за этого Aircraft Industries проинформировал российских перевозчиков о невозможности исполнения обязательств, связанных с поддержанием летной годности самолетов L-410, поставками комплектующих и предоставлением услуг по ремонту. "Прекратили взаимодействие и организации, обеспечивающие техническую поддержку основных компонентов самолета - двигателей и воздушных винтов. Отсутствует возможность ремонта импортных комплектующих", - отмечалось в протоколе по итогам конференции по вопросу сохранения самолетов L-410 в рабочем состоянии, которую еще в августе прошлого года провели российские операторы этого типа авиатехники.

Сейчас логистические издержки и цены на запчасти значительно выросли, и это затрудняет техническое обслуживание L-410, говорит преcc-секретарь "Авроры" Артур Ди. По его словам, эксплуатация чешских самолетов на Камчатке приостановлена до разрешения вопроса поставки запчастей. Правительство края прилагает все усилия, чтобы Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) все-таки решил вопросы поддержания летной годности L-410, поскольку он является держателем сертификата разработчика таких самолетов, говорит представитель краевых властей. "Мы думаем, что вопрос будет решен в ближайшее время. Срок восстановления перелетов зависит от решения этих вопросов", - добавил он.

Предприятиями авиационной промышленности предприняты "исчерпывающие мероприятия, направленные на организацию снабжения эксплуатантов авиационно-техническим оборудованием, запасными частями и агрегатами для самолетов Л-410", утверждают в пресс-службе Минпромторга. "Те эксплуатанты, которые заключили договоры на поставку соответствующих изделий, получают запрошенные позиции в полном объеме", - считают там.

В УЗГА утверждают, что еще в начале 2023 года направили российским эксплуатантам предложения по поставке запчастей для L-410 как российской, так и чешской сборки. При этом Камчатское авиационное предприятие не размещало заказ на комплектующие, отметила представитель этого завода Алена Ачкасова. "Мы неоднократно направляли УЗГА письма с описанием сложностей с запчастями и комплектующих для L-410, но конструктивного ответа от завода до сих пор нет", - парирует гендиректор Камчатского авиационного предприятия Алексей Храбров.

Чем можно заменить западную технику

Сейчас L-410 на Камчатке можно заменить другими самолетами, а также вертолетами, говорит представитель краевых властей. Но, по словам главного эксперта центра экономики транспорта ВШЭ Федора Борисова, перевозка пассажира на вертолете Ми-8 в среднем примерно в 1,3-1,5 раза дороже, чем на L-410. Поэтому будет ли сокращаться пассажиропоток на линиях, где летали чешские самолеты, зависит в первую очередь от возможностей региональных бюджетов, считает он. В пресс-службе администрации Камчатки не ответили на вопрос о готовности увеличить субсидии на авиаперевозки.

В начале августа губернатор Камчатки Владимир Солодов говорил в интервью РБК, что не видит рисков с эксплуатацией авиатехники в крае на фоне санкций "в краткосрочной перспективе". "Но за этим горизонтом, конечно, проблемы есть, и мы очень ждем российскую авиационную технику, которая разрабатывается: "Байкал", другие самолеты", - сказал он.

Первые серийные самолеты "Байкал" (на 9-12 мест) будут выпущены в 2024 году, тогда же возможны их первые поставки, анонсировал УЗГА летом 2023 года. "Производственная программа - пять воздушных судов. Далее темпы производства будут наращиваться - 15 в 2025 году и 25 машин в год - с 2026 года", - отмечали в пресс-службе завода. УЗГА совместно с Белоруссией занимается более вместительным самолетом (на 19 мест) для региональных авиалиний. Эти воздушные суда начнут полеты в 2027-2028 годах, рассказывал в интервью РБК в июле 2023 года белорусский премьер Роман Головченко.

Эксплуатация L-410 в России будет продолжаться еще два-три года, полагает исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. "А дальше либо регионы дадут больше денег, чтобы авиакомпании по параллельному импорту ввезли все что нужно, либо авиакомпании поставят флот к забору, понимая, что заработать на этом типе самолета невозможно", - считает он....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка