О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сотрудники СПАСОП аэропорта "Южно-Сахалинск": работа спасателем - это образ жизни

Пресс-центр АО "Аэропорт Южно-Сахалинск" в своем проекте "Мы работаем, чтобы вы летали" продолжает знакомить читателей с людьми, которые посвятили жизнь или недавно начали карьеру в авиации, но влюблены в нее всем сердцем

Пресс-центр АО "Аэропорт Южно-Сахалинск" в своем проекте "Мы работаем, чтобы вы летали" продолжает знакомить читателей с людьми, которые посвятили жизнь или недавно начали карьеру в авиации, но влюблены в нее всем сердцем. Свежий материал о людях, профессия которых является символом мужества и отваги.

Сотрудники службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов находятся в постоянной боевой готовности, дежурство пожарно-спасательных отрядов организовано круглосуточно. На территории воздушной гавани в распоряжении спасателей находится большое здание, которое вмещает гаражный бокс с пятью пожарными машинами, помещения для отдыха и учебы, столовую, тренажерный зал. Сотрудники аварийно-спасательных отрядов работают в графике сутки через трое. Этого времени хватает, чтобы восстановиться и выходить на работу в полной готовности и заряженном настроении.

Сегодня штат службы ПАСОП - 86 человек. Руководит подразделением Куликов Николай Федорович, заместитель руководителя - Онищук Леонид Петрович.

Горкун Григорий, водитель пожарной машины

В сентябре будет 38 лет, как Григорий Николаевич работает в аэропорту "Южно-Сахалинск". В 1985 году устроился на работу пожарным, а через три года стал водителем службы.

До прихода в аэропорт Григорий ходил в моря матросом: работал и в Корсакове, и в Калининграде. После сменил морскую стихию на авиацию. В службу ПАСОП попал больше по случайности, а затянуло почти на четыре десятилетия. Всему, что было необходимо, научился на месте. И водить пожарные машины, в том числе. Тогда в пожарной части аэропорта были МАЗЫ, научился управлять ими, остальное, по словам нашего героя, уже было легче.

"Рабочий день начинается с медицинского осмотра, затем проверка автомобиля на его готовность к выезду. Полностью его осматриваем, проверяем масло, заправочные емкости, воду, пенообразователь, работу насоса и прочее. В общем, все, чтобы в течение суток автомобиль мог спокойно отработать.

Трудовые сутки складываются из патрулирования аэродрома, тренировок, практических, реже теоретических занятий. Например, занятия в дымокамере, тушение силовых установок. Каждую смену по-разному, но без дела мы никогда не сидим. Расписание составляется на месяц вперед. Несколько раз в год у нас проходят учения, как совместно с городскими службами, так и внутренними силами аэропорта".

Работа спасателей в аэропорту, в отличие от работы их коллег в пожарных частях города, имеет ряд специфических особенностей, отличаются также используемая техника и средства пожаротушения. В чем отличие городских пожарных машин от специализированных аэродромных? Сегодня автопарк службы ПАСОП состоит из 6 специализированных пожарных автомобилей. Три машины "КАМАЗ", один "Урал" и две VOLVO. Машины имеют цистерны емкостью 12 тонн - это почти в три раза больше, чем у обычной пожарной машины. Время работы пожарных машин воздушной гавани намного превышает работу городских пожарных автомобилей.

Машины из автопарка службы ПАСОП имеют второй автономный двигатель для работы насосной установки, подачи пенообразователя, воды. Уникальность их в том, что автомобили могут подавать воду на ходу, благодаря второму двигателю. Необходимо это, к примеру, для того, чтобы тушить воздушное судно во время его посадки, не дожидаясь окончательной остановки.

"Площадь работы - аэродром, привокзальная площадь и расстояние в радиусе трех километров от аэропорта. Если из города подается сигнал, о том, что пожарный расчет нужен вблизи аэропорта (ул. Ивана Куропатко или планировочный район Хомутово), то с разрешения координационно-диспетчерского центра аэропорта спасатели воздушной гавани едут на вызов.

Аварийно-спасательные отряды в аэропорту "Южно-Сахалинск" дежурят у самолетов на случай, если заправка проходит с пассажирами в воздушном судне, или в случае запуска самолета после ремонта. И, конечно же, в случае сигнала тревоги. За неполных 40 лет работы возгораний воздушных судов не было, только на плановых учениях. Но приходилось выезжать на возгорания автомобилей под самолетами", - рассказывает наш герой.

По словам Григория, коллектив службы ПАСОП понимающий и дружный, опытные сослуживцы уже давно сработались, а новых в строй принимают с позитивом. На вопрос, что на протяжении 38 лет держит Григория в аэропорту, мужчина отвечает однозначно: уже давно привык и к работе, и к коллективу, и к сфере деятельности. И его можно понять: авиация действительно затягивает и очаровывает.

Болдин Андрей, начальник аварийно-спасательного отряда

"В аэропорту "Южно-Сахалинск" я работаю второй год. Пришел сюда из поисково-спасательного отряда им. Полякова МЧС по Сахалинской области. Последнее время служил спасателем 1-го класса на базе, располагающейся на Оленьей горке (по Корсаковской трассе)".

После школы Андрей поступил в пожарное училище в г. Иркутск, получил среднее техническое образование. Вернулся, стал работать в пожарной охране и одновременно начал обучение в Высшей пожарной школе Иркутска. Позже перевелся в МЧС спасателем.

"Я 18 лет трудился спасателем, до этого 12 лет отработал в пожарной охране. В аэропорт пришел, чтобы уступить дорогу молодым на предыдущем месте работы. А в аэропорту мой опыт пригодится, да и мне интересно попробовать что-то новое", - рассказывает о себе Андрей Алексеевич.

"Разница в специфике работы, конечно, есть: здесь главное направление - спасание людей и тушение воздушных судов, а в городе нужно быть универсалом. Уметь тушить практически все, от подвала до крыши любого здания. Не только тушить, но и провести эвакуацию людей, при необходимости оказывать первую медицинскую помощь до приезда медиков. То есть в городе более обширная деятельность, а здесь более конкретная. Здесь другие задачи, другая техника и другое оборудование.

Но если здесь мы работаем совместно с другими службами, то в городе периодически приходилось работать в одиночку, потому что эвакуацией занимается либо пожарная охрана, либо сотрудники МЧС. В городе эвакуация не всегда необходима, а аэропорт является местом с массовым пребыванием людей, поэтому необходимо проводить эвакуацию либо из воздушного судна, либо из административных зданий, либо из здания аэровокзала".

В обычной жизни мужчина предпочитает спокойный отдых. Чтение книг, рыбалку, выезды на природу, чтобы насладиться тишиной и спокойствием. То есть никакого экстрима в обычной жизни. Но периодически Андрею Алексеевичу приходилось становиться свидетелем и бросаться на помощь людям. Например, когда в его доме загорелся подвал, он помогал приехавшим пожарным, так как хорошо знал устройство помещения, знал, кого позвать, чтобы открыть дверь без взлома. В общем, оказывал посильную помощь.

Андрей Алексеевич имеет богатый поисковый опыт. Приходилось спасать людей разного возраста, участников автомобильных аварий, проводить поисковые работы в лесу, в горах, на море. Зимой на Сахалине традиционно начинается сезон по спасанию рыбаков, оторванных от берега на уплывшей льдине. В летнее время это туристы, грибники, те, кто ходят по ягодам.

Пользуясь случаем, герой нашего материала дал совет сахалинцам, идущим в "поход одного дня". Опытный спасатель посоветовал иметь при себе минимальный набор еды, который всегда может пригодиться, воду, а в случае, если вы потерялись, по возможности необходимо выйти к водоему.

Желательно при себе иметь поясную сумку, в которой будет минимальный набор таблеток, несколько конфет, спички/зажигалка, ватные шарики/тампоны для розжига огня в случае, если пойдет дождь или лес будет сырым. Хорошо бы иметь светоотражающие элементы или просто яркую одежду, не лишним окажется фонарик. И еще желательно взять с собой старый кнопочный телефон, который точно не сядет в течение суток как смартфон. Если вдруг связь не ловит, можно забраться на более высокие места или деревья.

"Хочу отметить, у людей очень благоприятное отношение к пожарным и спасателям. Взять самых простых и людей высокого социального статуса. Все понимают, что наша работа трудная и неблагодарная, но кому-то необходимо ее делать. Конфликтов с людьми во время работы практически не бывает, наоборот, все стараются оказать какую-либо помощь. Ведь очень важно расположить людей к себе для своевременного сбора информации. Будь то информация о пожаре, пострадавших или при поисках человека. Молодежь и дети, так вообще любят пообщаться".

На наш вопрос, почему люди идут работать в пожарную охрану, Андрей Алексеевич ответил, что молодым людям чаще всего хочется проявить себя и показать, на что они способны, а также получить адреналин в экстремальных ситуациях. В рекламных роликах и сериалах пожарные-спасатели обычно выглядят настоящими героями. Но, как говорят на службе, 10% подвига - 90% подготовки.

Зализняк Николай, начальник аварийно-спасательного подразделения

В аэропорт "Южно-Сахалинск" Николай Владимирович пришел 17 лет назад на должность начальника аварийно-спасательного расчета. После школы Николай окончил строительный техникум, прошел армию, во время перестройки устроился на работу в городскую пожарную охрану, а дальше судьба привела его в аэропорт.

Николай Владимирович руководит одним из четырех аварийно-спасательных подразделений СПАСОП. В каждом из них трудится 16 человек и один диспетчер. 16 человек делятся на 4 отряда - экипажи, за которыми закреплены пожарные машины (водитель, начальник аварийно-спасательного отряда и два спасателя).

"В наши главные обязанности входит проведение аварийно-спасательных работ, спасание пассажиров, тушение пожаров. Нормативы работы пожарных-спасателей воздушной гавани те же, что и у городских служб МЧС, работа ведется по тем же документам. Разница в специфике выездов: в городской пожарной службе выезд в пределах своего района должен быть в течение 10 минут, а нам нужно оказаться в торце взлетно-посадочной полосы за три минуты с момента поступления сигнала тревоги. Ворота гаража с пожарными автомобилями открываются 28 секунд, это время нам дано на сборы и посадку в машину".

На аварийную посадку воздушного судна к взлетно-посадочной полосе выезжают все пожарные машины службы. Первым сигнал тревоги подает руководитель полетов (Сахалинский центр ОВД филиала "Аэронавигация Дальнего Востока"). Место сбора дает руководитель аварийно-спасательных работ из координационно-диспетчерского центра аэропорта. Если до прилета самолета остается меньше десяти минут, то начальник подразделения запрашивает разрешение на расстановку пожарных автомобилей согласно рабочей схеме.

За десять минут и более службам аэропорта объявляется сигнал готовности. Сигнал, поданный менее чем за десять минут, называется тревогой. Если возгорание происходит на территории аэропорта (машины, техника, здания, сигнал противопожарных датчиков), то аварийно-спасательные отряды выезжают сразу же.

"Новые сотрудники, которые только поступили в службу ПАСОП, проходят все необходимые инструктажи, после проходят месячную стажировку в составе отрядов, а затем сдают зачеты. Если сотрудник прошел все испытания, то сразу допускается к самостоятельной работе.

Каждый месяц мы выезжаем на полигон на тренировки для сплочения коллектива и отработки слаженности действий команды. Регулярно сдаем зачеты: дважды в год при подготовке к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам. Раз в три года каждый сотрудник СПАСОП проходит аттестацию и повышение квалификации", - рассказывает Николай Владимирович.

Сегодня штат пожарных службы состоит наполовину из молодых и взрослых опытных сотрудников. Текучки кадров почти нет, в основном, в СПАСОП работают люди со стажем от 5 лет и больше. И многие из сотрудников, так или иначе, были связаны с пожарной охраной раньше.

На вопрос, почему вы работаете в аэропорту, Николай Владимирович отвечает однозначно: "Когда-то пришел и остался на долгие годы. Работа затянула. Конечно, и место работы интересное, и самолеты нравятся. Не то чтобы это стало большим увлечением, но смотреть и работать среди них приятно".

Все наши герои немногословны и в меру скромны. Возможно, профессия воспитала, что главное не слово, а дело. Совершенно разные люди, но храбрость, выносливость отличная физическая форма и доброе сердце - то, что отличает сотрудников СПАСОП аэропорта "Южно-Сахалинск". После общения с ними остается тонкое послевкусие спокойствия и уверенности, ведь спасатели воздушной гавани Южно-Сахалинска - настоящие профессиональны и мастера своего дела. Спасибо сотрудникам СПАСОП за службу! Здоровья вам и благополучия!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Аэропорт "Южно-Сахалинск"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка