АО "Авиасалон"
11 сентября 2023, 14:16
Петр Нестеров: бесстрашие и точный расчет
09 сентября 1913 года русский военный летчик Петр Нестеров впервые в мире выполнил на самолете "мертвую петлю", описав в воздухе замкнутый круг в вертикальной плоскости
Петр Нестеров родился 27 февраля 1887 года в Нижнем Новгороде. После ранней смерти отца семья жила очень бедно, матери с тремя детьми пришлось продать дом, чтобы сводить концы с концами. В десятилетнем возрасте Петр по собственному желанию поступил в Нижегородский кадетский корпус, где служил воспитателем его отец, и в 1904 году в числе шести лучших выпускников направился в петербургское Михайловское артиллерийское училище. В 1910 году П. Нестеров увлекся делающей первые шаги авиацией, сам построил планер и летал на нем, а позже на основе изучения полета птиц разработал собственный проект оригинального самолета без вертикального оперения. Летом 1911 года он познакомился с Петром Петровичем Соколовым - учеником профессора Николая Егоровича Жуковского, и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. В начале 1912 года его командировали на учебу в Офицерскую Воздухоплавательную школу в Гатчине, и уже в сентябре он впервые совершил самостоятельный полет. В мае 1913 года П. Нестеров сдал экзамен на звание военного летчика и получил назначение в Киев, где со временем стал начальником 11-го корпусного авиационного отряда.
Авиация и полеты стали его главной страстью. Даже среди асов воздухоплавания П. Нестерова отличал незаурядный талант пилотирования. Много времени он тратил на то, чтобы научиться контролировать самолет с выключенным мотором и иметь возможность привести машину на посадку в самой сложной ситуации. Наряду с занятиями на аэродроме, П. Нестеров, обладавший глубокими познаниями в области техники и механики, посвящал свое свободное время теоретической разработке вопросов воздухоплавания.
Сама возможность выполнения "мертвой петли" была предсказана в 1890 году одним из основоположников авиационной науки Н. Жуковским. Однако первые попытки выполнить "мертвую петлю" оканчивались для пилотов трагически: самолеты не выдерживали возникающих перегрузок и разрушались. Инструкции тех лет категорически запрещали выполнение любых крутых виражей в полетах.
Идея выполнить "мертвую петлю" захватила П. Нестерова еще до 1912 года. Будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он занимался теоретическим обоснованием возможности выполнения "мертвой петли" в воздухе. Полгода ушло на выкладки на бумаге. Узнав, что "мертвую петлю" готовится совершить французский летчик Адольф Пегу, Нестеров решил рискнуть. 09 сентября 1913 года на Сырецком военном аэродроме под Киевом в присутствии других летчиков и газетчиков он совершил исторический полет. Пилотируемый им Neuport IV взмыл в небо. На высоте около 1000 м П. Нестеров выключил мотор и ушел в крутое пике. На высоте около 600 м он вновь включил мотор и направил самолет вертикально вверх, затем на спину, описал петлю и вновь ушел в пике, после чего выровнял самолет и плавно приземлился.
Полет произвел невообразимый фурор! Газеты обвинили Нестерова в опаснейшем безрассудстве, однако восторженных откликов неизмеримо больше: настоящие профессионалы понимали, что П. Нестеров совершил открытие, впервые в мире научившись использовать подъемную силу крыла для маневра в вертикальной плоскости. Они понимали, что это открытие ведет не к гибели, а к спасению жизни летчиков, которых оставалось только научить правильной технике пилотирования.
Спустя шесть дней ту же фигуру повторил А. Пегу. Позже, в мае 1914 года, он прибыл в Санкт-Петербург для демонстрации "мертвой петли". Французский летчик лично встретился с П. Нестеровым и признал его приоритет в исполнении "мертвой петли". Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество присудило П. Нестерову Золотую медаль за "первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах". Вскоре и другие авиаторы в России и в мире начали успешно выполнять этот опасный маневр, который получил еще одно название - "петля Нестерова".
В 1914 году началась Первая мировая война. П. Нестеров отправился на фронт и принял участие в боях за Львов. Он осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых бомбардировок с использованием приспособленных для этого артиллерийских снарядов. Бомбометание проходило настолько эффективно, что австрийское командование обещало крупную денежную награду тому, кто собьет аэроплан Нестерова. Однако война уготовила русскому летчику-асу другую судьбу. Петр Нестеров погиб 08 сентября 1914 года в открытой схватке в небе с австрийским экипажем разведывательного биплана "Альбатрос". В то время истребители не были оборудованы стрелковым вооружением, однако П. Нестеров считал, что это не повод уходить от воздушного боя. Он впервые в мире пошел в бою на воздушный таран, атакуя тяжелый "Альбатрос". П. Нестеров, управляя легким быстроходным "Мораном", настиг "Альбатрос". Он попытался шасси своего аэроплана нанести удар по краю крыла самолета противника. Однако из-за ограниченной видимости удар пришелся ближе к фюзеляжу. В результате столкновения мотор "Морана" оторвался, самолет в неуправляемом падении устремился к земле, столкнулся с поверхностью и разрушился.
Таран П. Нестерова не был безрассудством и в его планы на входило намерение уничтожить самолет врага ценой собственной жизни. Задолго до этого трагического случая он высказывал мнение о том, что возможно сбить вражеский аэроплан при помощи ударов сверху колесами собственной машины по крыльям самолета противника, при этом допуская возможность благополучного исхода для таранящего летчика. Пророчество П. Нестерова сбылось: через семь месяцев после его гибели, в марте 1915 года поручик А. Казаков применил его воздушный таран и после удачной атаки благополучно возвратился на аэродром.
Имя Петра Нестерова навсегда вписано в летопись русской и мировой авиации. Сегодня фигуры высшего пилотажа часто носят имена впервые исполнивших их летчиков, что повелось еще со времен "петли Нестерова". "Чакра Фролова", "Кобра Пугачева", "Колокол Квочура" - эти и другие сложнейшие фигуры высшего пилотажа - свидетельство того, что дело Нестерова продолжает жить и сегодня, развивая блестящие традиции отечественной школы пилотирования. Выполнение таких фигур требует не только высочайшего летного мастерства, но и постоянного поддержания соответствующих навыков. Именно поэтому их исполнение остается уделом летчиков-испытателей и строевых летчиков экстра-класса, выполняющих групповые и одиночные показательные полеты на всевозможных авиашоу для демонстрации уникальных возможностей летательной техники.
Авиасалон МАКС выделяется в ряду ведущих авиасалонов мира своей беспрецедентной летной программой, в которой посетители могут видеть практически все сложнейшие фигуры высшего пилотажа, многие из которых выполняются как в одиночных, так и в групповых выступлениях. Незабываемое счастье увидеть эти полеты приводит сотни тысяч любителей и энтузиастов авиации на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском. Участие таких знаменитых пилотажных групп, как "Русские Витязи", "Стрижи", "Первый полет", "Русь" и других давно стало фирменным знаком авиасалонов МАКС. Такой концентрации выдающихся летчиков-асов современности в летной программе не знает больше ни один из авиасалонов мира!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 12, 2024
Завершилась реставрация мозаики Бронислава Кураго в вологодском аэропорту
Ноябрь 12, 2024
В Ульяновской области продолжается работа по развитию инфраструктуры и кадров для беспилотной авиации
Ноябрь 12, 2024
Выбросы углекислого газа от частной авиации с 2019 по 2023 год увеличились на 46%