О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Перелет нормальный: чешский самолет для РФ станет российско-белорусским

Кабмин скорректировал программу развития авиации до 2030 года, отложив поставки чешских самолетов L-410 в РФ до 2027 года (ранее в документах фигурировали и 2022-й, и 2023-й)

Кабмин скорректировал программу развития авиации до 2030 года, отложив поставки чешских самолетов L-410 в РФ до 2027 года (ранее в документах фигурировали и 2022-й, и 2023-й). Как рассказали в Минпромторге, проект производства будет переформатирован: теперь машину, которую производили совместно с Чехией, будут создавать с Белоруссией. Новый 19-местный самолет для местных авиалиний планируют сертифицировать в 2027 году. При этом российские авиакомпании от сдвига сроков поставок не пострадают, так как они не заказывали L-410 на ближайшие четыре года, выяснили "Известия". Ряд перевозчиков уже выразили интерес к проекту.

Полностью наш

Двухмоторный L-410, рассчитанный на 19 пассажиров, используют для полетов в труднодоступные районы на Дальнем Востоке и в Сибири. Машина выполняет местные перевозки. Производитель - чешская Aircraft Industries - до весны 2022 года принадлежал структурам акционеров Уральской горно-металлургической компании (УГМК), рассказывали источники "Известий". В апреле прошлого года чешский завод продали местной компании Omnipol, сообщалось на сайте организации. В России локализацией производства самолета занимался Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).

Правительство РФ скорректировало в конце августа параметры программы развития авиаотрасли до 2030 года, отложив первые поставки чешского самолета L-410 до 2027 года. Это следует из опубликованного распоряжения кабмина. В предыдущей версии программы, утвержденной летом 2022-го, поставки этих бортов были расписаны и на 2022 год, и на 2023-й - вплоть до 2030-го, по 20 самолетов в год.

Как рассказали "Известиям" в Минпромторге РФ, проект L-410 переформатируют в новый - будет создан российско-белорусский борт на 19 кресел.

- До введения со стороны ЕС санкций на отечественную авиастроительную отрасль проект L-410 реализовывался совместно с чешской компанией Aircraft Industry. В настоящее время ранее существовавшая программа импортозамещения самолета переформатирована и расширена. Теперь в рамках совместного российско-белорусского проекта будет создана 19-местная машина, которая будет опираться на наработки по импортозамещенному L-410, - сообщил представитель министерства.

Самолет получит новые планер и ряд комплектующих, уточнили в Минпромторге. Проведение опытно-конструкторских работ по этому проекту и сертификация займут несколько лет - завершить процесс планируется в 2027 году, добавили в ведомстве.

Больше неизвестных

При этом, как считают в УЗГА, российские авиакомпании не пострадают от сдвига сроков, так как они и не заказывали L-410 с поставкой в 2022-2026 годах.

- УЗГА не имела контрактов на поставку этого самолета авиакомпаниям в указанный период. Поставок в адрес российских авиакомпаний в прошлом году также не осуществлялось ввиду отсутствия заказов, - сообщил "Известиям" представитель завода.

В программе развития авиаотрасли фигурировали 18 бортов с поставкой в 2022-м (причем утверждалось, что четыре борта поступили в I квартале года).

Зато российские эксплуатанты демонстрируют серьезный интерес к будущему импортозамещенному российско-белорусскому самолету, утверждает пресс-секретарь УЗГА. Завод при этом продолжит осуществлять поддержку авиакомпаний запчастями, инструментом и оборудованием для эксплуатации имеющегося парка L-410 в рамках заключенных контрактов, заключил собеседник.

Опрошенные "Известиями" авиакомпании пока не очень много знают о будущем самолете. От УЗГА поступал запрос об обсуждении тактико-технических требований к проекту, сообщил замдиректора по развитию авиакомпании "Полярные авиалинии" Семен Харитонов.

- При условии реализации в приемлемые сроки и при разумной стоимости данный проект несомненно представляет интерес, - сообщил он.

Пока о его серийном производстве говорить преждевременно, как и о заказах на этот самолет, сказал "Известиям" представитель авиакомпании "Хабаровские авиалинии" Вадим Юрков.

Замглавы Минпромторга Олег Бочаров ранее сообщал, что этот самолет будет с неубирающимся шасси. Белорусский премьер-министр Роман Головченко в интервью российским СМИ также отмечал, что новый самолет станет летать на расстояния до 1,2 тыс. км и будет востребован у региональных авиалиний в республике.

Эксплуатация L-410

С использованием L-410 у российских авиакомпаний сейчас возникает все больше сложностей из-за наличия в этих самолетах импортных комплектующих, несмотря на то что уровень локализации производства на УЗГА к 2021 году должен был достичь 72%. От их эксплуатации отказался уже второй перевозчик в РФ - компания "Камчатское авиационное предприятие" (КАП, входит в состав единого дальневосточного перевозчика "Аврора"), писала РБК. В начале года L-410 прекратила использовать компания "Комиавиатранс" из Коми. По данным издания, еще семь региональных перевозчиков в РФ используют эти самолеты, среди них "Полярные авиалинии" и "Хабаровские авиалинии".

Стратегией развития "Полярных авиалиний" на период до 2032 года (утверждена советом директоров компании в марте 2020-го), не было предусмотрено приобретение новых L-410, рассказал Семен Харитонов. Сейчас в парке перевозчика числится пять таких бортов.

- В сегменте воздушных перевозок пассажировместимостью до 19 мест планировалось приобретение ТВС-2ДТС, который ранее разрабатывался СибНИА имени Чаплыгина как воздушное судно до 14 мест. Но с 2019 года ведение НИОКР по самолету для местных воздушных линий было возложено Минпромторгом на "Байкал Инжиниринг" ("дочка" УЗГА), - объяснил Харитонов отсутствие заказа на L-410.

Появление этого самолета в авиационной программе до 2030 года собеседник объясняет "большими надеждами у коллег-эксплуатантов" на скорый выпуск его локализованной в РФ версии.

Как и другие перевозчики, "Полярные авиалинии" сейчас испытывают ограничение доступа к пулу запчастей и компонентов по этому самолету, трудности с обновлениям эксплуатационной документации. Проблема поэтапно решается развитием логистических схем, в основном через дружественные страны, добавил Семен Харитонов.

- Остаток ресурсов по L 410UVP-E позволяет их плановую эксплуатацию до 2029 года. Сейчас они выполняют полеты по социально значимому маршруту Маган - Оймякон - Маган раз в неделю. Также на данном типе выполняются срочные санитарные задания, - уточнил собеседник.

В "Хабаровских авиалиниях" "Известиям" сообщили, что собирались приобрести в 2023 году у УЗГА два L-410, но в связи со сложившейся геополитической обстановкой и санкциями эти планы были пересмотрены. Сейчас сотрудничество с УЗГА ограничивается капитальным ремонтом самолетов этого типа: в июне перевозчик получил одну отремонтированную машину, в сентябре - отправил на завод еще одну.

- Данный тип самолета используется у нас для полетов практически по всему Хабаровскому краю: из краевого центра в Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Аян, Чегдомын, Богородское, Херпучи, Чумикан, Советскую Гавань и другие, - сообщил представитель авиакомпании Вадим Юрков.

В "Авроре", КАП, "Сибирской легкой авиации", 2-м Архангельском объединенной авиаотряде, "Газпром авиа", "Аэросервисе" и "КрасАвиа" не ответили на запросы "Известий".

Как подчеркнул исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев, Aircraft Industryна на рубеже десятилетий выводила на рынок следующее поколение обсуждаемого самолета - L-410 NG (New Generation) - и российские авиакомпании были в нем заинтересованы. Но приобретать их было бы выгоднее, если бы модель уже была локализована.

- Беда в том, что чехи до введения санкций так и не смогли согласовать локализацию производства L-410NG на УЗГА. Переговоры шли интенсивно - и они бы завершились благоприятно, если бы не ограничительные меры. А если говорить про старую версию - 410UVP-E20, УЗГА отчитывалась, что более 2/3 проекта удалось локализовать, но из Чехии везли агрегаты планера, - напоминает эксперт.

Сейчас же по проекту российско-белорусского самолета принято решение скорректировать его аэродинамическую схему, чтобы облегчить планер. Кроме того, для него будут использованы наработки по "Байкалу" - в первую очередь по силовой установке (ВК-800СМ) и авионике. Финальная сборка может быть организована в Белоруссии, считает Пантелеев, так как президент этой республики Александр Лукашенко недавно сделал заявления про "шальную мысль" об углублении производства гражданских самолетов в стране....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка