Известия
2 октября 2023, 08:49
Давление сверху: на что способен истребитель РФ пятого поколения
Партию модернизированных самолетов пятого поколения Су-57 и истребители поколения 4++ Су-35С 28 сентября передал ВКС России авиационный завод ОАК в Комсомольске-на-Амуре
Догнали Америку
Еще в 1990-х годах в России были начаты работы по созданию собственного истребителя пятого поколения, который мог бы составить конкуренцию американскому F-22 Raptor. Надо отметить, что именно в нашей стране ранее был создан, видимо, лучший в мире истребитель четвертого поколения - Су-27.
Но отечественный ВПК иногда двигается по своей оригинальной траектории, и в то время, когда за океаном сделали ставку на радиолокационную незаметность и, скажем так, "ромбические конфигурации" планера перспективного самолета, в позднем СССР и в новой России - на аэродинамически чистые формы, которые были воплощены в экспериментальном самолете С-37 "Беркут" с обратной стреловидностью крыла и в опытном фронтовом истребителе МиГ-1.44. Обе машины имели потенциал стать соперниками американскому Raptor, но фактически уже к моменту своих первых полетов (1997-2000 годы) морально устарели и требовали серьезных вложений для кардинальной модернизации. Понятно, что в те годы таких возможностей не было.
На рубеже 2000-х годов было принято решение свернуть работы по проектам 1990-х и начать программу создания самолета, который должен был превзойти американский F-22 Raptor. Превосходства планировали достигнуть по многим параметрам - сверхманевренности, экономичности, универсальности вооружения и возможностям систем обнаружения. Так началась программа создания ПАК ФА - перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации - таково было официальное название нового проекта КБ им. П.О. Сухого.
В 2010 году первый прототип Т-50 программы ПАК ФА совершил первый полет. Начался выпуск опытной партии с выходом на серийное производство самолета, который получил название Су-57. А в 2020 году ВКС России начали получать серийные машины, которые получили название Су-57. Так мы догнали Америку.
Больше, чем у Raptor
Получилась очень удачная машина с великолепной аэродинамикой и отличными эксплуатационными показателями. Критика есть, да: самолет ждет более совершенного двигателя, с которым по всем параметрам будет соответствовать самым высоким требованиям к пятому поколению - будет обеспечен крейсерский полет на сверхзвуке без включения форсажного режима. Новые двигатели появятся на серийных машинах в ближайшие годы. Но уже сегодня Су-57 лидирует: максимальная скорость до 2600 км/ч и дальность полета до 4300 км без подвесных топливных баков - это больше, чем у Raptor. Максимальная эксплуатационная перегрузка при активном маневрировании может достигать 10-11 G, что также превышает показатели большинства самолетов такого класса в мире. Су-57 при этом несколько легче американца, но несет сопоставимый по массе набор систем вооружения.
Многофункциональный истребитель Су-57 - универсальный самолет, который одинаково успешно может решать как задачи завоевания превосходства в воздухе и перехвата малоразмерных целей, так и выполнения ударных миссий по наземным целям. У самолета есть все черты пятого поколения: уменьшенная радиолокационная заметность, круговой обзор комплекса радиолокационных станций, возможность интеграции в единое информационное пространство воздушно-наземной операции, сверхманевренность и интеллектуальный борт.
Самолет несет бортовой прицельно-навигационный комплекс, объединенный в единую систему обнаружения воздушных и наземных целей, навигации и управления самолетом и системами вооружения, - то, что сейчас называют "боевая информационно-управляющая система".
Конечно, для Су-57 создан новейший радиолокационный комплекс Ш-121, который включает в себя несколько РЛС с фазированной антенной решеткой. Кроме носовой РЛС в состав комплекса входят две радиолокационные станции бокового обзора, а также две станции в носках крыла самолета. Такой радарный комплекс с учетом добавления оптоэлектронного канала и с цифровой обработкой получаемой информации позволяет обеспечить системе и пилоту практически круговой обзор. Информация о целях выводится и на многофункциональные дисплеи в кабине пилота, и на индикатор на лобовом стекле самолета, а также может быть передана другим самолетам, штабам, ракетам, наземным силам - всем, кто имеет доступ к информационному полю боя.
"Дальней рукой" Су-57 в воздушном бою стала сверхдальняя ракета Р-37М (радиус действия - около 300 км). Она может применяться по воздушным целям, которые даже не подозревают, что находятся на мушке. На меньших дальностях по воздушным целям самолет может применять ракеты типа Р-77, а в ближнем бою будет использовать сверхманевренные РВВ-МД2. Но в зоне специальной военной операции воздушных противников для Су-57 сегодня мало или почти нет - работу по отстрелу дронов могут выполнять зенитные ракетные комплексы и более простые самолеты или даже вертолеты.
Совсем иное дело - ударные миссии. Здесь в зоне СВО для Су-57 пока есть большой простор. На большой дальности цели могут поражаться модульными крылатыми ракетами типа Х-69. На дальности действия в 100-200 км Су-57 могут использовать ракеты типа Х-59М и Х-31М - почти наверняка их применение с нового самолета отработано ранее на полигонах. На дальности менее 100 км в арсенале Су-57 будут применяться ракеты типа Х-38 и управляемые авиабомбы калибра от 500 до 1500 кг. Кстати, подсветку лазером целей для таких боеприпасов могут выполнять беспилотные дроны - в том числе тяжелый "Охотник", который может работать вместе с Су-57 в единой тактической группе.
И это будет, видимо, первое в мире боевое применение связки "дрон плюс самолет". В такой связке Су-57 будет осуществлять общее управление атакой и обеспечивать прикрытие ударного дрона от воздушных целей. БПЛА будет уничтожать ПВО, а следом наносить удары совместно с Су-57 по открытым после уничтожения ПВО объектам. Таким использованием дронов пока никто в мире похвастаться не может, и подобное применение делает Су-57 почти неуязвимым для ПВО.
Возможно, боевое применение Су-57 в разных миссиях мы увидим уже в зимний сезон 2023-2024 годов. И применение эскадрильи Су-57 не пройдет незаметно для событий в зоне специальной военной операции. Они сыграют свою роль первой скрипки в воздушных ударах по противнику....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников