О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ил-96-300: флагман нелегкой судьбы

28 сентября 1988 года состоялся первый полет широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-96-300 - уникального лайнера с долгой и непростой судьбой, ставшего последним советским флагманом "Аэрофлота" в 1990-х

28 сентября 1988 года состоялся первый полет широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-96-300 - уникального лайнера с долгой и непростой судьбой, ставшего последним советским флагманом "Аэрофлота" в 1990-х. Выжить в острой конкурентной борьбе и реалиях рынка 2000-х оказалось сложно. Ряд модификаций этого красивейшего и комфортабельного самолета, в том числе созданных в международной кооперации, призваны продлить жизнь до сих пор не утратившей потенциала платформе Ил-96. Однако только сейчас, когда сделана ставка на полное импортозамещение в авиации, вновь появилась надежда, что самолет еще послужит на благо авиапассажиров и даст новый импульс развития отечественной конструкторской школы дальнемагистральной авиации. В авиасалонах МАКС как в капле воды отразились все этапы становления амбициозного проекта авиастроителей.

Бурный рост объемов пассажирских авиаперевозок в 1970-х годах поставил перед советскими самолетостроителями задачу создания дальнемагистрального лайнера большой вместимости, который при многочасовых перелетах предоставлял бы пассажирам значительно более высокий уровень комфорта, чем узкофюзеляжное воздушное судно. Проектно-исследовательские работы по широкофюзеляжному дальнемагистральному пассажирскому самолету Ил-96 велись в ОКБ С.В. Ильюшина в первой половине 1970-х параллельно с созданием первого широкофюзеляжного самолета Ил-86 большой пассажироемкости. Первоначально Ил-96 должен был сохранить максимально возможную конструктивную общность с Ил-86, что позволило бы существенно сократить сроки его разработки и запуска в серию. Проектирование самолета в такой концепции началось в 1978 году и продолжалось вплоть до 1983 года. Однако к этому времени авиационная наука и технологии авиастроения достигли такого прогресса, который потребовал отказаться от идеи общности конструкции нового самолета с его предшественником: стало очевидно, что при создании нового лайнера необходимы и совершенно новые решения, которые обеспечили бы не только значительно улучшенные характеристики самого самолета, но и экономичность и простоту его эксплуатации.

В этом контексте ОКБ приняло решение разрабатывать принципиально новый широкофюзеляжный самолет, получивший наименование Ил-96-300. Перед конструкторами стояла весьма сложная задача: спроектировать лайнер с высоким уровнем технического совершенства на основе новейших научно-технических достижений, ранее не использовавшихся при создании пассажирских самолетов. На базе обширных исследовательских и экспериментальных работ совместно с ЦАГИ для Ил-96-300 было спроектировано крыло большого удлинения с суперкритическими профилями и с вертикальными законцовками, повышающими его аэродинамическое качество. Повышению аэродинамического качества способствовала также специальная программа выработки топлива, обеспечивающая полет на задних центровках и уменьшение балансировочного сопротивления самолета.

Итогом стало создание самолета с высоким уровнем аэродинамического и весового совершенства, что обеспечивало значительно большую дальность полета. Пассажировместимость лайнера составляла 300 кресел, дальность - 9 000 км. Новый бортовой комплекс пилотажно-навигационного оборудования и система отображения информации значительно снижали утомляемость экипажа в дальних полетах и обеспечивали практически полную автоматизацию самолетовождения в сложных метеоусловиях, позволяя управлять машиной экипажу из трех человек. Электродистанционная система управления отвечала новейшим требованиям. По уровню шума и эмиссии вредных веществ самолет соответствовал жестким требованиями ИКАО.

Первый полет опытного Ил-96-300 состоялся 28 сентября 1988 года, когда экипаж под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР Станислава Близнюка поднял самолет в небо с Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Испытания Ил-96-300 совпали с кризисом 1990-х, когда господдержка программы Ил-96 фактически была сведена к нулю. Сертификат типа на самолет был получен в декабре 1992 года, в 1993 году началось его серийное производство на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ныне Филиал ПАО "Ил" - ВАСО, в составе "Объединенной авиастроительной корпорации" госкорпорации Ростех). В июле 1993 года "Аэрофлот" начал пассажирские перевозки на Ил-96-300. В 1996 году на базе лайнера был создан самолет специального назначения Ил-96-300ПУ для Президента РФ. Специальное оборудование этого самолета давало первому лицу государства возможность выполнять на борту в том числе функции главнокомандующего Вооруженными силами.

Дальнейшим развитием программы стал транспортный Ил-96Т с силовой установкой из четырех двигателей Pratt&Whitney для перевозки грузов большой массы на дальние расстояния. Первый полет опытного образца Ил-96Т состоялся 16 мая 1997 года. Далее была выполнена масштабная программа испытаний, самолет получил сертификат типа, однако заказов на него так и не последовало, серийно Ил-96Т не строился. Тем не менее, опыт реализации проекта пригодился ильюшинскому КБ при разработке самолета Ил-96-400Т, оснащенного отечественными двигателями ПС-90А1 и российской авионикой.

Появление в 2000-х более экономичных двухдвигательных дальнемагистральных самолетов Boeing и Airbus чуть не стало концом для программы Ил-96: последний коммерческий рейс Ил-96-300 "Аэрофлота" был совершен 30 марта 2014 года. Тем не менее, благодаря господдержке программа Ил-96 была спасена: технологическую и производственную базу дальнемагистральной авиации удалось сохранить, обеспечив госзаказами ОКБ Ильюшина и ВАСО: Ил-96-300 строился для Специального летного отряда "Россия", обеспечивающего авиаперевозки президента и первых лиц государства.

На базе Ил-96-400Т был разработан вариант Ил-96-400М с увеличенной на 20 тонн максимальной взлетной массой, который отличается от базового Ил-96-300 удлиненным на 9,65 метров фюзеляжем. Это обеспечивает увеличение пассажировместимости с 300 до 402 человек при одноклассной компоновке салона. Лайнер располагает модернизированным бортовым оборудованием и интерьером. Финансирование производства Ил-96-400М возобновилось в контексте антироссийских санкций - в мае 2016 года было принято решение о "перезагрузке" производства самолета. Первые серийные образцы получат двигатели ПС-90А3, а в перспективе - два двигателя ПД-35, что станет дальнейшим развитием платформы Ил-96. В настоящее время на ВАСО завершено строительство первого летного экземпляра Ил-96-400М.

Самолеты Ил-96-300, Ил-96М, Ил-96Т и Ил-96-400Т в разные годы демонстрировались на статической стоянке и в летной программе авиасалона МАКС, который всегда безошибочно фиксировал процессы, происходящие в отечественном авиапроме на сломе эпох - от разрушающей турбулентности постсоветского периода до последовавших затем лет консолидации и возрождения. Зачастую гости МАКС видели в первый день работы авиасалона президентский Ил-96-300ПУ - Владимир Путин неоднократно прибывал на выставку, используя "борт № 1". А Комплексная программа развития авиационной отрасли России до 2030 года, принятая правительством РФ, предусматривает поставку в течение 2025-2030 годов 12 широкофюзеляжных самолетов Ил-96-300 с темпом по два в год, начиная с 2025 года. Самолеты будет строить ВАСО, выпускающее различные модификации Ил-96 уже около 30 лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка