О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Иркут" позвал за собой

Пример удачного превращения НПК "Иркут" в публичную компанию, по-видимому, уже нашел своих последователей. За последний месяц сразу два представителя авиастроительной индустрии решили попытать счастья на российском фондовом рынке. В марте решение о размещении облигационного займа приняло ОАО "Салют-Энергия" - совместное предприятие ММПП "Салют" и "Газпрома" по производству газотурбинных установок и газоперекачивающих станций, причем сразу на 3 млрд руб. А 13 апреля ФКЦБ России зарегистрировала выпуск облигаций ООО "МиГ-Финанс" на сумму 1 млрд руб. (поручителем по займу выступает РСК "МиГ"). Участники фондового рынка, правда, считают, что ценные бумаги данных эмитентов не будут пользоваться повышенным спросом. Однако тенденция налицо: государственные предприятия от авиапрома пытаются самостоятельно найти "длинные" деньги для развития, пока государственные мужи решают, "что с чем сливать".

ФГУП "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" специализируется на изготовлении и сервисном обслуживании авиадвигателей АЛ-31Ф/ФН, ремонте АЛ-21Ф (для Су-22 и Су-24), изготовлении узлов и деталей для двигателей Д-436Т (модификации для Бе-200 и Ту-334) и Д-27 (для Ан-70), а также изготовлении промышленных энергетических и газоперекачивающих установок ГТУ-20С, ГП-10, ГТЭ-60С. Всего в корпорацию входят 16 предприятий. В прошлом году объем продаж компании вырос на 39,8%. Подробной информации о своем финансово-экономическом состоянии ММПП "Салют" публично не раскрывает. ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" объединяет 14 предприятий различного профиля, занимающихся производством истребителей МиГ-29 и его модификаций, а также созданием ближнемагистрального самолета Ту-334. За 9 месяцев 2003 г. выручка РСК "МиГ" составила 2 млрд руб., чистая прибыль - 54,1 млн руб. (для сравнения, в 2002 г. выручка была на уровне 8,8 млрд руб., чистая прибыль - 860 млн руб.). Объем экспортных заказов корпорации оценивается в 2,4 млрд долл. (с учетом еще не подписанного контракта на 1,2 млрд долл. на поставку в Алжир МиГ-29СМТ и модернизацию МиГ-29Б).

Несомненный успех НПК "Иркут" по выходу на рынок капитала стал примером и для других предприятий самолетостроительной отрасли. В конце марта совет директоров ОАО "Салют-Энергия" (51% акций принадлежит ФГУП "ММПП "Салют") одобрил выпуск трехлетнего облигационного займа на 3 млрд руб., а 13 апреля ФКЦБ России зарегистрировала облигационный займ ООО "МиГ-Финанс" объемом 1 млрд руб. В "Салют-Энергии" в пятницу не удалось выяснить цель привлечения средств. Источник, близкий к руководству ММПП "Салют", пожелавший остаться неназванным, пояснил RBC daily, что таким образом компания намерена получить "длинные" деньги, которые будут направлены на расширение производства газотурбинных установок и газоперекачивающих станций, выпускаемых на базе авиационных двигателя АЛ-21Ф. "Крупным потребителем продукции компании является "Газпром", часть идет на экспорт в Канаду, - говорит собеседник RBC daily. - Спрос на ГТУ и перекачивающие станции устойчивый и имеет тенденцию к росту, поэтому было решено привлечь внешнее финансирование для расширения объемов производства".

Собеседник RBC daily на ММПП "Салют" также отметил, что необходимость облигационного займа была вызвана нежеланием банков выдавать долгосрочные кредиты ФГУПам, процедура отчуждения имущества которых, в случае не возврата кредита, значительно сложнее, чем у простого АО. "Главная причина нежелания банков выдавать длинные кредиты - отсутствие их ликвидности. Банки не любят давать длинные деньги всем, а не только ФГУПам, - не соглашается с мнением сотрудника "Салюта" Сергей Садомцев, директор по клиентскому бизнесу ИГ "Русские фонды", являющейся организатором облигационного займа ООО "МиГ-Финанс". - Вексель или облигацию можно продать на открытом рынке до срока погашения и получить накопленный доход, а кредит только переуступить, что сделать достаточно сложно, либо ожидать даты погашения кредита. Поэтому и ставки по ценным бумагам всегда ниже ставок по аналогичным по срокам кредитам".

Сергей Садомцев также говорит, что одна из целей выхода РСК "МиГ" на фондовый рынок - обеспечить РСК "МиГ" "длинными" деньгами. "Одна из основных целей займа - заместить краткосрочные займы РСК "МиГ" долгосрочными, - заявил он RBC daily. - Деньги пойдут на финансирование всех производственных программ корпорации, которые в свете подписания последних контрактов на поставку авиационной техники расширяются огромными темпами. Средства от размещения займа также пойдут и на реализацию проекта по созданию ближнемагистрального самолета Ту-334". Кроме того, по его словам, ставится задача высвобождения оборотных средств корпорации, которые зачастую выступают в виде обеспечения по получаемым кредитам. "Мы создаем РСК "МиГ" положительную кредитную историю, и это главная цель займа. При этом мы создаем реальный инструмент регулирования денежного потока эмитента с помощью предлагаемых оферт досрочного выкупа", - отмечает представитель "Русских фондов".

Между тем в облигационном займе ООО "Миг-Финанс", по которому РСК "МиГ" выступает поручителем, есть определенный риск для корпорации. Учредителями компании-эмитента на паритетных началах выступают два ЗАО, которые РСК "МиГ" не контролирует. В ЗАО "Авиационные моторы и редукторы - МиГ" корпорация владеет только 14,28% уставного капитала, а капитал ЗАО "Ближнемагистральный самолет" полностью принадлежит в равных долях трем частным лицам (Ирина Жарикова, Александр Муранов, Светлана Федорова), причастность которых к РСК "МиГ" RBC daily установить не удалось. Фактически "МиГ" поручается по обязательствам компании, контролировать которую он не в состоянии. В "Русских фондах" не видят в этом ничего необычного и объясняют все особенностями российского законодательства. "ЗАО "Ближнемагистральный самолет" было создано, чтобы продвигать Ту-334 на рынок, так что эта компания в той или иной степени аффилирована с РСК "МиГ", - говорит Сергей Садомцев. - ФГУП запрещено создавать дочерние предприятия, поэтому учредителями ООО "МиГ-Финанс" выступают компании, напрямую не связанные с корпорацией". Однако учитывая достаточно сложное финансовое положение РСК "МиГ" (объем кредиторской задолженности корпорации составляет свыше 18 млрд руб.), исполнение обязательств по поручительству "МиГ-Финанс" может стать фатальным для корпорации.

Участники фондового рынка не считают, что ценные бумаги "дочек" авиационных ФГУПов будут пользоваться на рынке спросом. "Рынку будет тяжело оценить риски данных эмитентов, поскольку они представляют ФГУПы тех отраслей, где значительная часть информации является государственной тайной, - заявил RBC daily Павел Мамай, аналитик по корпоративным облигациям ИК "Ренессанс Капитал". - Кроме того, самолетостроение является высокотехнологичной, а значит рискованной отраслью, циклично зависящей от нескольких крупных заказов, поэтому шансы компаний разместиться во многом зависят от конъюнктуры рынка, и вряд ли эти инструменты будут высоколиквидны и низкодоходны". По его словам, НПК "Иркут", несомненно, послужил примером для данных компаний, "но и облигации "Иркута" относятся к более рискованному второму эшелону рынка облигаций, и ожидать, что новички разместятся лучше "Иркута", не стоит"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка