О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Власти раскрыли бюджет собственной системы метеопрогнозов для авиарейсов

На подготовку авиационных прогнозов, необходимых для обеспечения полетов гражданской авиации, в 2024-2026 годах Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромету) будет выделено 1,6 млрд руб.

На подготовку авиационных прогнозов, необходимых для обеспечения полетов гражданской авиации, в 2024-2026 годах Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромету) будет выделено 1,6 млрд руб., следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов.

Ежегодно на эти цели будет выделяться по 531,7 млн руб., в том числе по 50,7 млн на работу отечественной системы зональных прогнозов вместо заблокированной международной системы SADIS и по 481 млн руб. на эксплуатационные расходы суперкомпьютера, производящего расчеты таких прогнозов, следует из документа.

В марте 2022 года министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов говорил, что Россию "отключили в одностороннем порядке" от всемирной системы авиационных метеопрогнозов. "Но вы за три дня разработали и наладили выпуск собственной продукции в области авиационных прогнозов, которая отвечает мировым требованиям", - сказал тогда Козлов, обращаясь к присутствующим на коллегии Росгидромета.

В пресс-службе Росгидромета РБК подтвердили, что в марте 2022 года "в связи со сложной геополитической обстановкой" поступление в Россию информации всемирной системы зональных прогнозов SADIS прекратилось. В марте 2023 года глава Росгидромета Игорь Шумаков говорил, что с выводом на геостационарную орбиту третьего гидрометеорологического аппарата "Электро-Л", состоявшимся в феврале, Россия может полностью отказаться от "импортной информации".

Что такое SADIS

SADIS (Secure Aviation Data Information Service) - система под эгидой Международной организации гражданской авиации (ICAO), используемая для передачи метеорологических данных для международной аэронавигации. Она используется в 116 странах. Через SADIS обеспечивается доступ к данным и прогнозам (о ветре, температурах на высотах, максимальном ветре, влажности, потенциале турбулентности, обледенения и т.д.) от двух Всемирных центров зональных прогнозов - в Вашингтоне и Лондоне. При этом Великобритания является государством - провайдером данной системы.

Согласно документу ICAO от 28 февраля 2023 года (.pdf), Россия (является участником ICAO) была исключена из числа пользователей SADIS без объяснения причин. Авторизованным пользователем системы в России, согласно этому документу, являлось ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета".

В офисе генерального секретаря ICAO РБК сообщили, что страны создали SADIS через ICAO как кооперативную международную систему, "основываясь на заранее достигнутых дипломатических договоренностях и технических соглашениях о порядке ее функционирования". "Как суверенные государства, они могут исключительно по собственному усмотрению пересматривать, кто и как может пользоваться сервисом, основываясь на своих актуальных дипломатических соображениях", - заявил представитель секретариата ICAO. РБК направил запрос в Метеорологическое бюро Великобритании, являющееся оператором SADIS.

Как Россия адаптировалась к отключению

В России сейчас используется отечественная продукция в области авиационных прогнозов, разработанная структурными подразделениями Росгидромета, сообщили РБК в пресс-службе Минприроды (в его ведении находится Росгидромет). "Качество прогнозов находится на самом высоком уровне и не уступает зарубежным аналогам", - заверили в ведомстве.

В пресс-службе Росгидромета уточнили, что автономная российская система зональных прогнозов была введена в эксплуатацию "в течение нескольких дней" после отключения SADIS. "Продолжился выпуск карт особых явлений и формирование необходимых для авиации полей метеорологических параметров на различных эшелонах полета", - отметили в пресс-службе.

В Минприроды сообщили, что в Гидрометцентре России (учреждение Росгидромета) совместно с Институтом вычислительной математики РАН была разработана глобальная полулагранжевая конечно-разностная модель прогноза полей метеорологических элементов в версии с постоянным разрешением (модель ПЛАВ). По данным института, модель была внедрена в оперативную технологию Гидрометцентра в 2010 году, улучшенная ее версия - в 2016-м. Глобальная система прогнозов ПЛАВ используется для среднесрочных прогнозов погоды (до десяти суток) и долгосрочных прогнозов (до сезона) по всему земному шару, указали в министерстве. "В связи с приостановкой доступа для России к продукции Всемирного центра зональных прогнозов (Лондон), необходимой для выполнения полетов воздушных судов, создана Российская система зональных прогнозов, в которой используется продукция глобальной модели ПЛАВ", - прокомментировали в Минприроды.

Отразилось ли это на полетах

"В чистом виде" ресурс SADIS в российских авиакомпаниях не использовался, перевозчики получают метеорологическую информацию от структур Росгидромета, сказал РБК источник в отрасли. Так, авиакомпания "Россия" получает метеоинформацию для подготовки и выполнения полетов или от уполномоченного метеорологического органа, или от провайдера подобных услуг - сейчас это "Авиаметтелеком" и ГАМЦ Росгидромета, сообщил РБК пресс-секретарь авиакомпании "Россия".

Пилотам по большому счету все равно, какими источниками пользуется компания, говорит пилот крупной российской авиакомпании. Кроме того, в самолете есть метеорадар, который помогает пилотам избегать опасных погодных условий, а также есть радиотелеграфия: можно запрашивать данные по погоде у диспетчера или прослушивать радиостанции, объясняет другой пилот.

Третий пилот российской магистральной авиакомпании сказал РБК, что не замечает особых трудностей. "Конечно, с погодой от иностранных источников было выгоднее и экономичнее летать (они, бесспорно, были точнее), но и от наших отечественных источников мы получаем достоверную информацию", - утверждает он.

До введения международных санкций ситуация с прогнозами была лучше, говорит летный руководитель одной из российских авиакомпаний. "В небе России больше летало импортных самолетов, которые в автоматическом режиме через так называемые ответчики выдавали ветер, температуру, другие данные в общий центр анализа (за рубежом). Сейчас импортных самолетов летает значительно меньше, покрытие России самолетами уменьшилось, поэтому информация стала менее точная", - объясняет он.

Сейчас метеоданные поставляют российские компании, в том числе государственные метеорологические сервисы в каждом аэропорту. "Информация поступает полная и объективная, она обновляется примерно каждые полчаса", - описывает ситуацию авиаменеджер. "Безопасность полетов не страдает, стало чуть хуже для экономики рейсов", - отмечает летный директор, указывая, что поставщик метеоданных из Лондона лучше рассчитывал расход времени и топлива, вплоть до килограмма, для конкретного полета, в частности, выдавая рекомендации, на какой высоте выгоднее лететь. Точность расчетов от российской компании пока недостаточна, сетует пилот, но указывает, что ситуация улучшилась по сравнению с тем, что было сразу после отказа западных провайдеров.

РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса, авиакомпаний "Аэрофлот", S7, "Уральские авиалинии", "Победа", Utair.

На что пойдет допфинансирование Росгидромета

Дополнительные расходы на 2024-2026 годы обусловлены, в частности, планами расширить штат высококвалифицированных специалистов для развития лаборатории зональных прогнозов отдела авиационной метеорологии Гидрометцентра России, сообщили в пресс-службе Минприроды.

"Научно-исследовательские работы по обеспечению российской системы прогнозов осуществляются на основании государственных заданий подведомственных учреждений Росгидромета", - уточнили в пресс-службе Росгидромета.

Там сообщили также, что увеличение эксплуатационных расходов на обеспечение бесперебойной работы суперкомпьютерного комплекса связано с окончанием в 2023 году гарантийной и технической поддержки, затраты на которую входили в стоимость контракта на поставку. "Финансирование направляется на покрытие расходов по постгарантийной технической поддержке, включая запасные части, инструменты и принадлежности, расходные материалы, услуги специализированных организаций, фонд оплаты труда специалистов по направлениям, которые ранее входили в стоимость контракта", - уточнили в пресс-службе.

Новый суперкомпьютер Росгидромета был введен в эксплуатацию в 2018 году. Как сообщается на сайте ведомства, вычислительная мощность суперкомпьютерной системы Росгидромета была увеличена более чем в 30 раз. Суперкомпьютерная система Cray/T-Platforms на базе суперкомпьютера XC40-LC включает 976 вычислительных узлов с двумя процессорами Intel Xeon E5-2697v4, говорится в описании машины. Контракт исполняли компания "Т-Платформы" и INLINE Technologies.

Общий бюджет Росгидромета, согласно проекту федерального бюджета, в 2024 году составит 34,1 млрд руб. На 2023 год ведомству было выделено 33,9 млрд руб., а на 2024 год текущим законом о бюджете закладывалось около 32,4 млрд....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка