УралПолит.Ru
24 апреля 2004, 13:39
Ведущего авиаперевозчика купил... бомж?
Ранее экспертный канал "УралПолит.Ru" уже рассказывал о борьбе за контроль над ООО "Челябинская акционерная страховая компания" (ЧАСК). Это структура взаимно родственна как к ООО "Авиакомпания "Энкор", так и к ОАО "Челябинское авиапредприятие" (ЧАП), которому до последнего момента и принадлежали проданные 50,15%. Эксперты рассудили, что страховая фирма, чьи обороты обеспечиваются ныне, главным образом, присутствием на рынке "автогражданки", на самом деле может послужить ключом к "Энкору". А борьба за контроль над ЧАСКом стала следствием конфликта между основными собственниками "Энкора" - бывшим председателем совета директоров авиакомпании Сергеем Яшиным и ее нынешним генеральным директором Евгением Разумовым. Сторона Разумова добилась смещения прежнего директора ООО "ЧАСК" Оксаны Матвеевой, близкой к Яшину. А затем обвинила Матвееву и поддерживающих ее совладельцев в противозаконных попытках восстановиться в руководящей роли.
Продолжение скандала выглядит как ответный ход со стороны Сергея Яшина и близких к нему лиц. На неделе в челябинской прессе появилась информация о договоре от 2 апреля 2004 года, по которому указанные 50,15% ООО "Авиакомпания "Энкор" оказались в руках некоего ООО "БизнесЭкономик", чьим учредителем является физическое лицо - Евгений Дьяконов, проживающий в Уфе.
Об этой фирме известно очень немного. Она появилась на свет в конце прошлого года. Фамилия учредителя, вероятнее всего, не скажет ровно ничего игрокам российского рынка авиаперевозок. Никаких более или менее заметных сделок, во всяком случае, на этом рынке, "БизнесЭкономик" не совершал. И это не единственная странность. Так, согласно договору от 2 апреля контроль над "Энкором" с тремя собственными самолетами Ту-154М и одним Як-42 был уступлен за сумму немногим более 7 млн. рублей - один "Ту" стоит 4,5 млн. долларов. При этом Сергей Яшин, который сейчас вынужден бить во все колокола, контролирует порядка 53% материнской компании "Энкора" - ЧАП, чей генеральный директор Александр Смолин поставил подпись под договором...
"Я не удивлюсь, если окажется, что фирма, которую сделали приобретателем, зарегистрирована на паспорт какого-нибудь бомжа", - заявил "УралПолит.Ru" челябинский предприниматель Павел Рабин, имеющий в распоряжении порядка 1% ОАО "ЧАП" и, очевидно, вставший на сторону команды Яшина. По словам предпринимателя, его как собственника и стратегического партнера беспокоят две вещи. Во-первых, очевидно, что 50,15% долей в "Энкоре" стоят не 7 млн. рублей, а десятки миллионов долларов. А во-вторых, сразу после того, как 9 марта 2004 года Сергей Яшин был снят с должности председателя совета директоров "Энкора", а 18 марта уведомление об увольнении с поста гендиректора получил Евгений Кирсанов, ситуация в авиакомпании внушает только тревогу. "Из-за этой вакханалии ушли ряд специалистов компании, которые обеспечивали ее функционирование и безопасность. Уже отмечены серьезные инциденты - не выходило шасси при посадке, ежедневно срываются рейсы… И это все с начала узурпации власти, незаконного смещения председателя совета директоров и генерального директора", - считает г-н Рабин.
По его словам, теперь же, когда "Энкор" принадлежит непонятно кому, перспективы компании выглядят еще более туманными. Павел Рабин сообщил, что в Арбитражный суд Челябинской области направлен иск, оспаривающий сделку. Заседание назначено на 18 мая, а накануне судом предприняты меры в обеспечение иска до рассмотрения дела по существу.
Вопреки робким ожиданиям объяснений происходящему от руководства ЧАП и "Энкора" на неделе так и не последовало, как и в случае с ООО "ЧАСК". В СМИ поступил лишь радужный отчет о хозяйственных показателях авиакомпании по итогам первого квартала 2003 года. Неофициально же сторона Евгения Разумова дает понять, что как раз все наоборот - это действующее руководство пытается спасти авиаперевозчика от авантюр, которые могут закончиться банкротством, потерей собственности, авиамаршрутов и летного состава и, как следствие, поглощением конкурентами. Между тем на 13 мая по инициативе одного из акционеров ОАО "ЧАП", близких к Серею Яшину, намечено внеочередное собрание компании - с вопросами о совете директоров и генеральном директоре в повестке.
Евгений Кирсанов: ""Энкор" пострадает..."
За комментариями к сделке по продаже контрольного пакета акций "Энкора" "УралПолит.Ru" обратился к Евгению Кирсанову, который с апреля 2003 года по март 2004 года являлся генеральным директором ООО "Авиакомпания "Энкор".
- Евгений Васильевич, вы как отнеслись к продаже контрольного пакета акций "Энкора"?
- Плохо. Если быть корректным, сделка была совершена по 50,15% долей в ООО "Авиакомпания "Энкор". При этом доли ушли неизвестному покупателю - неизвестному, скажем так, в авиационных кругах. Конечно, это вызывает опасения. Одно дело, если бы речь шла о приобретении в рамках интеграционных процессов: ну, скажем, "Сибирь" или еще какой-нибудь перевозчик выступил бы покупателем, после чего "Энкор" вошел бы в некий холдинг. Это было бы логично, понятно и, во всяком случае, обоснованно на сегодня. А то, что сделало Челябинское авиапредприятие в лице генерального директора Смолина, я считаю принципиальной ошибкой. Больше это назвать никак нельзя.
- А в чем ошибка? Какие последствия могут быть у такой продажи?
- Ошибка, именно ошибка, которую, безусловно, акционеры будут оспаривать. Не нужно забывать, что доля государственного пакета в ЧАПе немаленькая - 15%. А те 7 миллионов, которые ЧАП получил за продажу своих долей "Энкора", я вам скажу, это смешные деньги. Контролировать 10-го перевозчика в стране, имеющего, по крайней мере, по итогам прошлого года устойчивую и серьезную динамику развития, и так распоряжаться этим контролем… Ну, вы понимаете, на какие мысли все это наводит…
А какие последствия? Ну, я думаю, они уже наступили. Очень много проектов реализовывалось фактически до того момента, как доли в "Энкоре" были проданы. Сейчас, насколько мне известно, это все приостановлено. Во всяком случае, мы вели серьезные переговоры о приобретении новой техники. Мне, например, позвонили из корпорации "Боинг" и сообщили, что с учетом всех последних новостей переговоры не могут быть продолжены. А рынок, как известно, не статичен, и я уверен, что конкуренты "Энкора" не преминут воспользоваться ситуацией, и авиакомпания, конечно, в последствии пострадает еще больше.
- А что приобретет Челябинское предприятие от такой сделки?
- Я думаю, оно очень даже потеряет. Потому что "Энкор" обеспечивал очень неплохую маршрутную сеть из Челябинска. В свое время я встречался с губернатором Петром Ивановичем Суминым и позицию свою по этому поводу излагал - одной из важнейших своих задач мы видели развитие челябинского авиационного узла. Что-то у нас получалось, что-то - нет. Но я не думаю, что если сделка будет признана законной, новому собственнику удастся выдержать ту маршрутную сеть, которая была задуманной. По крайней мере, я вижу, что тот менеджмент, который сейчас приступил к работе, он занимается совсем другими вещами.
Кстати, именно потому, что власти внимательно наблюдали за процессами, происходящими в авиапредприятии, я надеюсь, что они не оставят без внимания и эту ситуацию. И конечно, я буду ждать итогов судебного разбирательства по данной сделке. Потому что, в моем понимании, г-н Смолин превысил свои полномочия: и относительно процедуры снятия генерального директора "Энкора" в марте этого года, потому что нарушен был устав авиакомпании, и в отношении продажи доли ЧАПа в "Энкоре", потому что это не его прерогатива.
- Считается, что весь сыр-бор заварился из-за разногласий между партнерами - Разумовым и Яшиным. Можете сказать, в чем причина?
- Сказались совершенно разные виды на перспективы развития бизнеса. Я не буду говорить за весь, так сказать, холдинг, потому как отвечал за "Энкор". В "Энкоре" же я видел главный принцип г-на Разумова - поддерживать компанию в статичном положении, подальше от любых проектов, которые кажутся амбициозными. Например, он был категорически против освоения новых самолетов, в том числе иностранного производства. Для меня это непонятно, и я думаю, что и любому другому человеку очень сложно понять ситуацию, когда пассажир с деньгами остается на земле, потому что самолетов не хватает… Учтите еще политику наших авиационных властей, которые считают, что 230 перевозчиков в России - это слишком много, и право на жизнь имеет тот, кто достаточно крупный в размерах. И это объяснимо, в том числе, с точки зрения законов экономики вообще: чем больше объемы производства, тем меньше затраты на единицу продукции. Словом, компания должна была развиваться, а Яшин проповедовал жесткую динамику в развитии, в том числе в плане освоения новой техники. Это, собственно, реализовывалось. И результаты прошлогодней работы говорят за себя.
- Что вы ждете от 13 мая?
- Я знаю, что один из акционеров "Челябинского авиапредприятия" инициировал внеочередное собрание, на котором будет ставиться вопрос о совете директоров и, естественно, о генеральном директоре. По крайней мере, акционеры зададут вопросы Смолину, потому что, насколько я знаю, сейчас нет никакого общения между акционерами и директором ЧАПа....
Авторские права на данный материал принадлежат «УралПолит.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 3, 2025
Ученые СКФУ разрабатывают дроны-спасатели для ликвидации последствий ЧС