Газета.Ru
26 апреля 2004, 18:41
Boeing рискнет сперва у японцев, а потом у русских
All Nippon - вторая по величине авиакомпания в Японии и один из старейших клиентов Boeing. Первый самолет этой компании японцы купили еще в 1964 году. Всего с того времени ими были приобретены 274 самолета американского производства.
В прошлом году All Nippon стала самым крупным покупателем Boeing, заплатив более $2 млрд за 45 737-х.
Примечательно, что более четверти заказов All Nippon приходится на "широкобазные" 767-е, которые 7Е7 и должен сменить "на конвейере".
Партия 7Е7, которую японцы купят у Boeing, уступившего лидерство на мировом рынке европейскому Airbus, будет состоять как из ближнемагистральной версии 7Е7-3, так и дальнемагистральных 7Е7-8. Точное соотношение обоих типов самолетов в заказе пока не называется.
Появление первого покупателя нового самолета, ставшего единственным обновлением в "модельном ряду" Boeing за последнее десятилетие, означает, что пути назад для компании нет. По сведениям американской прессы, в ближайшее время будет объявлено о покупке "Дримлайнеров" "Сингапурскими авиалиниями" и авиакомпанией Emirates, но достоверных сведений об этом пока нет. То есть реальный покупатель - всего один.
Самолет под конкретного покупателя Boeing разразабатывал уже дважды. Последний раз объявление, подобное понедельничному, прозвучало 14 июня 1978 года: Boeing согласился разработать для United Airlines и поставить 767-200; наиболее же драматической вышла предыдущая история, датируемая 1968 годом.
Тогда совет директоров Boeing одобрил разработку 727-го только при наличии заказов на 100 самолетов. И чтобы все-таки запустить проект 727, тогдашний президент компании Уильям Маллен попросту обманул совет директоров: у него на руках были контракты на 40 самолетов от Eastern Airlines и на 40 самолетов от United Airlines; еще 20 самолетов United Airlines выразила намерение приобрести в принципе. Маллен сделал вид, будто и на эти 20 самолетов контракт заключен, совет директоров повелся - и правильно сделал. Именно 727-й вытащил Boeing из коммерческой ямы, в которой оказалась компания, имевшая немыслимый по тем временам долг почти в $1,5 млрд.
Сейчас ситуация схожая. Boeing имеет значительные долги, его главные коммерческие проекты - 757 и 767 - или вовсе не заказываются, или заказываются в минимальной степени, 747-й морально устарел, и если американцы не выпустят чего-нибудь принципиально нового, то преимущество и по заказам самолетов, и по стоимости контрактов, которое в прошлом году впервые обозначил главный конкурент Boeing, европейский Airbus, перерастет в конкурентную победу.
Так что риск, на который идет Boeing, неизбежен. По правилам авиаиндустрии, только после получения заказа самолет начинает с бумаги и из компьютера переходить в металлический вид. Заказчик резервирует 15% от общей стоимости контракта, которые не возвращаются, если он от самолетов отказывается. Однако вполне допускается перенаправление денег с одной модели самолета на другую. Иными словами, японцы вполне могут еще отказаться от 7Е7 и снова попросить какой-нибудь 767-й, но иного выхода у Boeing сейчас нет.
Нельзя не отметить, что главный проект Airbus - А380 - по сути делается на тех же условиях, что и 7E7, - с той только разницей, что заказчиков у него больше. По данным самой компании, коммерчески оправданным А380 становится при заказе 250 штук; сейчас у него контракты всего на 130. Но рискует Airbus меньше, чем Boeing, прежде всего потому, что среди его заказчиков - самые авторитетные авиакомпании: Lufthansa, Singapore Airlines, Международная финансово-лизинговая компания. Такой состав участников почти гарантирует европейцам выполнение их амбициозного плана.
Заметим, что те же All Nippon вполне могли бы выступить в роли еще одного заказчика А380 для обслуживания рейсов Токио - Осака. Там самолеты с огромной вместимостью чрезвычайно актуальны. Однако в дело вмешалась политика в виде прямого давления на японское правительство со стороны американцев, а также макроэкономика: на проект 7Е7 работает несколько крупнейших японских компаний, 35% компонентов этого лайнера делается в Японии, и сворачивание 7Е7 нанесло бы японскому бизнесу серьезнейший удар.
Новые Boeing могут появиться и в России. Как рассказал "Газете.Ru" менеджер по связям с прессой представительства компании Boeing в России и СНГ Виктор Аношкин, несколько недель назад презентация проекта 7Е7 была проведена и в Москве. На нее были приглашены представители авиакомпаний, входящих в первую пятерку на российском рынке, в частности "Аэрофлота". "Первая реакция была положительная. Интерес к самолету есть", - отметил господин Аношкин. По его словам, никаких специальных условий для российских компаний не будет.
Российское законодательство установило очень высокие заградительные ввозные пошлины на импортируемые в Россию новые самолеты иностранного производства. На беспошлинный ввоз имеют право только "Аэрофлот" - для замены 27 своих самолетов, - и "Трансаэро" - но только до конца этого года. Господин Аношкин также отказался уточнить цену, по которой 7Е7 предлагались российским перевозчикам. "Это обычная практика, мы никогда не называем цифр", - заявил он. По каталогу 7Е7 стоит $120 млн.
Это на $15 млн меньше, чем цена по прайс-листу на основного конкурента нового "Боинга" - европейский Airbus A330-200. В московском представительстве Airbus "Газете.Ru" рассказали, что пока А330-200 на российском рынке не представлен, а прогнозов о появлении основного конкурента нового Boeing дать не могут....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции