О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Высокое небо "Мотор-Сич"

С 12 по 16 апреля во Всероссийском выставочном центре проходил восьмой международный салон "Двигатели-2004", на котором были представлены 140 предприятий из восьми стран. Одной из отличительных особенностей нынешнего форума двигателистов стало стремление показать не только серийную продукцию, но и перспективные разработки, без которых невозможен прорыв российского и украинского авиастроения в будущее. Особенно активно работы по новым двигателям или модернизации уже существующих агрегатов ведутся на московском машиностроительном заводе "Салют", Пермском моторном заводе, Научно-производственном объединении "Сатурн".

Однако на пространстве СНГ имеется еще один крупный моторостроительный "куст", сосредоточенный в украинском Запорожье и включающий завод "Мотор-Сич" и конструкторское бюро "Прогресс". На момент распада СССР "Мотор-Сич" являлся, вероятно, наиболее современным и динамично развивающимся предприятием отрасли. К чести руководителей завода они сумели бережно сохранить и приумножить советский задел, активно развивая при этом сложившиеся кооперационные связи с российскими коллегами и партнерами - московским "Салютом", Уфимским моторостроительным производственным объединением и Петербургским заводом имени Климова.

Модельный ряд

Основными потребителями продукции компании являются серийные заводы стран СНГ и дальнего зарубежья, которые выпускают самолеты и вертолеты всемирно известных КБ имени О.К. Антонова, Г.М. Бериева, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева, Н.И. Камова и М.Л. Миля. Многие из этих двигателей признаны лучшими в мире в своем классе: АИ-25ТЛ для учебно-тренировочных самолетов L-39 и K-8J, ТВ-3-117 для вертолетов различного назначения семейства "Миля" и "Камова", самый мощный в мире вертолетный двигатель Д-136 для Ми-26 и Ми-26Т, двигатель Д-18Т для самых грузоподъемных транспортных самолетов в мире Ан-225 "Мрия" и Ан-124 "Руслан".

Но предприятие не останавливается на достигнутом, и руководство компании не собирается почивать на лаврах. Совместно с Запорожским машиностроительным конструкторским бюро "Прогресс" и в кооперации с рядом российских предприятий ОАО "Мотор-Сич" подготовило к серийному производству ряд весьма перспективных двигателей нового поколения. Один из наиболее многообещающих проектов, который реализуется в настоящее время на пространстве СНГ, - это производство новейшего пассажирского самолета для местных авиалиний Ан-140. Самолет уже запущен в серийное производство на предприятиях трех стран - Украины, Ирана и России. ОАО "Мотор-Сич" получило контракты и подписало ряд протоколов о намерениях на поставку турбовинтовых двигателей ТВ3-117-ВМА-СБМ1, которыми оснащаются данные машины. Другое перспективное направление бизнеса "Мотор-Сич" - производство турбореактивного двигателя Д-436, который в своих различных модификациях устанавливается на самолеты Бе-200, Ан-72 и Ан-74, модернизированные Ту-134М и Як-42М.

Компания заканчивает доводочные и сертификационные работы по перспективному двигателю АИ-222-25 для учебно-тренировочного самолета нового поколения Як-130, который выбран российскими ВВС в качестве основного УТС продвинутой подготовки летчиков. Кроме того, в завершающую стадию вошли работы по двигателю АИ-450 для легких многоцелевых вертолетов класса Ка-226, Ми-2 и "Ансат".

Наконец, на фоне быстрорастущего рынка транспортных и ударных вертолетов российского производства Ми-17 и Ми-35М открываются широкие перспективы совместного с Россией производства вертолетного двигателя нового поколения ВК-2500, который также будет использоваться для моторизации винтокрылых машин нового поколения Ка-50/52 и Ми-28.

Кооперация с российскими партнерами

Техническая сложность и высокая капиталоемкость двигателестроительного производства, ориентация на российский рынок и исторически сложившиеся связи обусловили активное развитие кооперации с ведущими российскими моторостроительными заводами и КБ. Так, в сотрудничестве с ФГУП "Завод имени Климова" осваивается производство двигателей ВК-1500 для легких ближнемагистральных самолетов Ан-3, Ан-38 и Бе-132, вертолетных модификаций этого двигателя, а также вертолетные двигатели нового поколения ВК-800, ВК-2500 и ВК-3500.

Важность успешной разработки и запуска в серийное производство новых двигателей для вертолетов невозможно переоценить. В последние несколько лет рыночный спрос на транспортно-боевые вертолеты Ми-17 стабильно растет. В значительной степени высокая конкурентоспособность этой продукции на мировом рынке достигнута за счет уникальных качеств запорожских двигателей, которые обеспечивают феноменальные высотные качества российских винтокрылых машин, завоевавших рынок Европы, Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии и Африки. Вертолет Ми-17 с двигателем предыдущего поколения ТВ-3-117 отлично показал себя во время боевых действий между индийской армией и кашмирскими сепаратистами в ходе каргильского инцидента 1999 года, оказавшись единственным винтокрылым комплексом, способным оказывать огневую поддержку и перебрасывать грузы и личный состав в высокогорных районах. Установка двигателя нового поколения ВК-2500 позволяет дополнительно увеличить потолок применения вертолетов до 2.000 метров. Во время испытаний в Гималаях вертолета с двигателем ВК-2500 был достигнут динамический потолок в 7.500 метров, что является абсолютным рекордом для вертолетов.

Братские узы, уходящие корнями в советское время, связывают "Мотор-Сич" с московским машиностроительным заводом "Салют", в кооперации с которым производятся двигатели Д-436 и АИ-222-25. Опыт производства этих агрегатов со всей очевидностью показывает, что сотрудничество России и Украины в деле производства самой современной авиатехники не имеет альтернативы. Без двигателя Д-436 нет будущего у важнейших для российского авиапрома проектов Бе-200 и Ту-334, с которыми связываются надежды на диверсификацию производства таких преимущественно военных корпораций, как "Иркут" и РСК "МиГ". Особенно интересные перспективы имеет уникальный противопожарный самолет Бе-200, способный на одной заправке сбросить на очаг пожара до 300 тонн воды. По всем параметрам это самолет, маркетингом которого занимается европейский суперконцерн EADS, превосходит своего ближайшего конкурента - канадский самолет-амфибию CL-415.

"Мотор-Сич" является также активным участником международного проекта разработки и производства военно-транспортного самолета Ан-70, который укомплектован поистине уникальными винтовентиляторными двигателями Д-27.

Как показывает опыт объединенной Европы, а теперь и накопленный опыт российско-украинского сотрудничества, именно такие подходы - активное развитие межгосударственной кооперации и диверсификация производства - обеспечивают высокую конкурентоспособность совместно создаваемых и выпускаемых новейших образцов самолетов, вертолетов и агрегатов. И компания "Мотор-Сич" является несомненным флагманом движения научно-технической кооперации авиастроительных комплексов России и Украины.

Запорожское ОАО "Мотор-Сич" - одно из крупнейших в мире и ведущее в странах СНГ предприятие по производству, испытанию, ремонту и сопровождению в эксплуатации 55 типов и модификаций двигателей, которые установлены на 61 виде самолетов и вертолетов. Эти летательные аппараты эксплуатируются в 109 странах мира. Продукция этого предприятия обеспечивает высокую конкурентоспособность российской авиационной техники на мировом рынке, без нее не мог бы работать ни один авиаперевозчик в странах СНГ, а Российская армия не могла бы решать возложенные на нее задачи по обеспечению безопасности страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка