Московский комсомолец
8 мая 2004, 10:32
"Ил" опустили на взлете
Дальний бомбардировщик Ил-4 получил у фронтовиков прозвище "остроносый" — за характерную заостренность переднего фонаря штурманской кабины. Именно на этих машинах (они, правда, имели тогда другое обозначение — ДБ-3ф) советские летчики в ночь с 7 на 8 августа 1941 года впервые бомбили Берлин. И капитан Николай Гастелло совершил свой подвиг на таком ильюшинском бомбардировщике...
За годы Второй мировой в Советском Союзе было выпущено около пяти тысяч Ил-4. Сейчас из всей этой армады сохранилось всего лишь пять штук. Они находятся в Иркутске, Комсомольске-на-Амуре, Североморске (две машины). Пятый "Ил", предназначенный для Поклонной горы в Москве, пока что застрял в Приморском крае.
Крылатая машина, имеющая бортовой №17404, была собрана в 1942 году. Ее боевая жизнь оказалась недолгой: в конце лета 1945-го самолет участвовал в налете на японские корабли в Охотском море у Южного Сахалина. На обратном пути у "Ила" загорелся поврежденный двигатель, и командир экипажа решился на вынужденную посадку. Бомбардировщик рухнул в тайгу километрах в 200 от Владивостока.
Полвека он пролежал среди дремучих зарослей. Местные охотники даже приспособили его под жилье — вырубили в борту большую дыру, через которую можно залезть внутрь фюзеляжа. В 1997-м энтузиасты из авиационного военно-спортивного клуба "Поиск" во главе со своим руководителем Виктором Акимчуком занялись спасением старого самолета. Большую помощь оказал местный фермер Калашников — он "организовал" два вертолета, которые и вывезли из тайги все фрагменты, на которые разобрали бомбардировщик. Сперва останки Ил-4 хранились в хозяйстве Калашникова. Потом к делу подключилась "Авиареставрационная группа".
— Мы оформили договор с музеем на Поклонной горе и начали восстановление бомбардировщика для его экспозиции, — рассказывает директор "АРГ" Олег Лейко. — Для реставрации "Ила" арендовали один из пустующих цехов завода "Прогресс" в городе Арсеньев. Через два года бомбардировщику полностью вернули его первоначальный вид. Хотя летать машина не может, но оба мотора сохранились неплохо, их реально привести в рабочее состояние.
— К сожалению, этот Ил-4 будет, наверное, последним, который удалось восстановить, — добавляет Олег. — При нынешнем увлечении обнищавших сограждан сбором алюминия все сохранившиеся на территории России останки старой авиатехники практически обречены на уничтожение. В прошлом году из Петропавловска-Камчатского пришла информация, что найден редчайший образец авиационной техники — немецкий самолет-разведчик "Арадо" AR-196 на поплавках — для взлета с воды. Какими судьбами эта трофейная машина попала на Камчатку, неизвестно. Однако пока мы добирались до Петропавловска, "добытчики" успели полностью распотрошить "Арадо" — ради нескольких сот килограммов алюминия!..
Но вернемся к "четвертому" "Илу". Самые серьезные проблемы возникли, когда пришла пора перевозить старый бомбардировщик с Дальнего Востока в столицу. Железнодорожники запросили за транспортировку просто-таки "заоблачные" суммы: за аренду лишь одной платформы музей должен выложить 300 тысяч рублей, а ведь таких платформ нужно как минимум две. Именно финансовые "нестыковки" стали причиной того, что к 9 мая 2003 года уникальный образец боевой техники так и не попал на Поклонную гору. Нынешней весной история повторяется: появление бомбардировщика в музее Великой Отечественной войны к Дню Победы уже анонсировано в прессе, однако крылатая машина никак не покинет Приморья. В Москву привезли пока только отдельные узлы и детали... Основной же фрагмент "Ила" — его фюзеляж застрял на заводском дворе в Арсеньеве.
— Обнаружилось вдруг, что габарит этой части самолета больше, чем указано в заявке заказчика, — не 3,6 метра, а на 8 миллиметров больше! — рассказывает Олег Лейко. — Из-за такого микроскопического "довеска" центроплан "Ила" попадает в другую категорию грузов. Хотя мы уже устранили злополучное превышение размеров, однако коммерческий контролер железной дороги отказался подписать акт приемки платформы к перевозке. И это несмотря на то, что деньги от музея железнодорожники получили еще в конце 2003 года.
Так что встреча с уникальным бомбардировщиком откладывается....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции