Красная звезда
24 мая 2004, 11:48
Небо и земля на Эребуни
Рядом с Сисем и Масисем
"Сись" и "Масись" - так армяне ласково называют ставшие после 1918 года турецкими малый и большой Арарат. У подножия этих великих памятников природного искусства, на армянской территории, обдуваемая всеми ветрами, на высоте 900 метров над уровнем моря расположилась скромная российская авиабаза. Вертевшаяся у КПП собака, зеленеющая под ногами травка и случайно найденное у самолетной стоянки мирно отдыхающее чучело, предназначенное отпугивать мигрирующих птиц, - все это отдавало неким спокойствием. И неспроста, ведь сегодняшний Эребуни - это вотчина армянских и российских военных летчиков, как бы перешедшая по наследству от гражданской авиации СССР - здесь когда-то был аэропорт столицы республики.
С формированием 102-й российской военной базы (РВБ) и ее авиационного компонента взлетно-посадочные полосы были отданы под самолеты военного назначения. 12 июля 1995 года здесь была образована 426-я авиагруппа в составе шести МиГ-23 для прикрытия частей 102-й РВБ с воздуха. Поначалу полеты обеспечивались максимально малым количеством аэродромно-эксплуатационной техники, мало использовалась и аэродромная инфраструктура. Весь огромный комплекс поддерживался местными мастерами, хотя на все случаи жизни группа имела только сто человек. И в соответствии с обстановкой того времени полеты были нерегулярными, постепенно летчики вообще стали смотреть на небо только с земли, а на землю - по карте.
Ноябрь 1998-го внес в стоическое служение "летчиков в белых и черных зэша" свои коррективы ("летчики в черных ЗШ" - так в тесном аэродромном кругу зовутся техники, соответственно белые защитные шлемы носят пилоты. - Прим. авт.). Москва приняла решение о том, что к авиагруппе добавится часть обеспечения - 520-я авиационная комендатура. Вместе с расширением штата сменились и крылья - авиагруппа обновила свой самолетный парк, приняв истребители четвертого поколения МиГ-29. Перебазирование из России было совершено в кратчайшие сроки, на это ушел всего месяц. В декабре были произведены первые полеты, а в феврале следующего года два истребителя авиагруппы заступили на несение ежедневного учебно-боевого дежурства в Объединенной системе ПВО СНГ.
Однако добиться такого скорого результата было непросто. Работы по разгрузке и вводу в строй техники не прекращались ни днем ни ночью. Руководил таинством быстрого выполнения поставленной задачи заслуженный летчик России, тогдашний командир авиагруппы полковник Александр Берзан. Личному составу, прибывшему в основном из 4-й воздушной армии ВВС и ПВО, первые полгода пришлось жить в поистине спартанских условиях. Было холодно, тесно и просто тяжело, но так свойственные русскому воинству самоотверженность и отдача всего себя делу проявились и здесь. Как результат - уже за первый год работы обновленной авиагруппе удалось наладить не только нормальные условия несения службы, но и обеспечить более или менее приемлемое проживание прибывших за своими мужьями семей.
Уже два года спустя, в начале 2001-го, под руководством нового командира авиагруппы летчика-снайпера Виктора Изотова часть заступила на полноценное боевое дежурство по охране южных рубежей Содружества и воздушных границ самой Республики Армения. В июле того же года из размещенных на Эребуни частей была сформирована авиационная база, ставшая воздушной компонентой 102-й военной базы Группы российских войск в Закавказье. Сейчас ее самолетный парк составляет 18 единиц. Кстати, помимо российских МиГов на Эребуни базируются и армянские "птички" - шесть штурмовиков Су-25, "милевские" вертолеты.
Полеты наяву
Гул двигателей становился все громче, самолет на ровном черном асфальте медленно развернулся и выкатился на рулежку. Миг, два - и "двадцать девятый" с характерным потрескиванием уходит за облака в сторону Арарата. Затем секундная тишина прервалась так же внезапно, как и началась, - уже развернувшаяся реактивная малютка, красуясь для телекамеры, помахала крыльями и пронеслась над нами. "Здесь всего каких-то 14 кэмэ, - поглядывая в сторону Турции объясняет командир авиабазы полковник Юрий Косыгин. - А это не расстояние для наших "птичек"… Минута-полторы, не больше. Вот и приходится сразу отворачивать в сторону, лететь в обратном направлении".
- На этом аэродроме отрабатываются полеты на сложный пилотаж, на средней и малой высотах, в составе пары на групповую слаженность, - рассказал уже ближе к вечеру командир. - Сегодня "в программе" был сложный пилотаж и еще одна пара занималась отработкой слаженности действий. Знаете, эти полеты жизненно необходимы для поддержания летного состава базы в постоянной готовности.
Но здесь, похоже, эту проблему решили, да и топливо поступает исправно, особенно в последнее время. Летчики учатся, получают опыт и совершенствуют мастерство. Своеобразным сертификатом качества стало и то, что несколько лет назад двух "местных" пилотов забрали к себе небезызвестные "Стрижи". О высоком уровне подготовки говорит и командир базы, указывая, что "в настоящее время летный состав подготовлен по наиболее сложным видам полетов". И подчеркнул, что дежурные силы всегда укладываются в "кратчайшие сроки" и готовы "работать по целям".
Кстати, эти цели на авиабазе обнаруживают еще на дальних рубежах. "В зависимости от обстановки принимается решение на занятие готовности или на подъем истребителя для осуществления перехвата, - рассказывает командир. - Несколько раз у нас имели место и боевые тревоги. Помнится, в ноябре 2001 года за пределами границы на удалении порядка 100-150 км была обнаружена некая цель. В первую готовность были приведены силы по перехвату, летчик взлетел, обнаружил ее. А цель поняла его маневр, спустилась на предельно низкую высоту и, не пересекая территорию республики, ушла в глубь Турции".
Между тем некоторое напряжение боевой службы летчиков ощущается хотя бы тем, что до границы рукой подать. Разведка границы, радиоразведка с той стороны ведутся постоянно. Но самолеты не залетают в 30-километровую зону безопасности, хотя даже в выходные дни летчикам приходится бывать в повышенной готовности. Не всегда, конечно. Раньше, до образования здесь авиабазы, потенциальных нарушителей было значительно больше. Но снижение количества инцидентов говорит только о результативности работы и в целом 102-й РВБ. "За несколько лет, что я здесь, отношение к российским войскам изменилось в лучшую сторону, - говорит один из летчиков. - За это время вырос жилищный фонд, обеспечение материальными средствами для полетов. И всем стало понятно, что российская авиабаза и вообще российские войска здесь нужны".
Три штриха на фоне гор
- У нас в Армении есть трудности различного характера, - говорит полковник Юрий Косыгин. - Пилотирование самолета в горной местности отличается от полетов над равниной. Это касается и аэродинамического компонента, тактического, того же расхода топлива, например. А в связи с тем, что воздух разреженный, полоса разбега значительно больше, маневренность самолета немного хуже. А близость границы, соответственно и небольшое место для маневра требуют хорошей навигационной подготовки, знания местности. И они есть.
- В моральном плане нам довольно легко нести здесь службу, так как обстановка спокойная, население тепло относится к российским военнослужащим, - вторит майор Сергей Тушкин. - Поэтому люди хотят служить. Конечно, сказывается отдаленность от Родины, к тому же отсутствует железнодорожное сообщение. То есть уже просто так к родственникам не поедешь. Отпуск из-за этого тоже осложняется как у взрослых, так и у детей. Но мы приветствуем то, чтобы наши военнослужащие привозили с собой детей, семьи, жили здесь с ними, ведь только так возможна полноценная работа.
Люди, которые здесь служат, одержимы авиацией. В связи с тем что аэродром Эребуни горный и молодому летчику тяжело ориентироваться в технике пилотирования, здесь служат летчики 1-го и 2-го класса, знающие все местные нюансы. Их средний возраст составляет 30-35 лет. Они молоды и опытны. Они гордятся своей работой и техникой, "украшают" ее: на самолеты с разрешения командира нанесли "боевую раскраску". "Цвета войны", пришедшие к нам из книг про индейцев, на металлических хвостах МиГов в Эребуни вырисовывались старательной рукой заботливого и любящего хозяина-техника, превращаясь в тигров и орлов, российский флаг или гвардейский знак. "Мы - русская гвардия и служим в Закавказье, где символом издревле является орел, - объясняет командир. - Эта символика отчасти поддерживает и наш боевой дух".
Хотя, судя по разговорам с офицерами базы, моральный дух здесь и так высок. А любовь к небу и реальная возможность видеть его чаще, чем в некоторых других авиачастях, затмевает все остальное. "Небо, оно как женщина, всегда разное, - сказал мне дежурный летчик. - И я люблю его"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции