Известия - Наука
24 мая 2004, 12:49
Игорь Шитарев: наши двигатели могли оказаться на Луне
- По всей российской "оборонке" раздается плач: 10 лет отрасль без заказов находится в состоянии анабиоза. Тем не менее "Моторостроитель", где вы директорствуете уже 16 лет, год от года поднимает производственные показатели. В чем секрет?
- Я стал директором в 1987 году, в самое несчастливое для "оборонки" время. Прежний директор Герой Социалистического Труда Леонид Чеченя говорил: "Не понимаю, как ты работаешь, когда нет госзаказа". На первое время нашли выход в "мягкой" конверсии. Государство сегодня формирует наш бюджет на 25%, в советское время - на 90%. Тем не менее, в 2004 году по сравнению с 2003 годом мы повысили объем производства почти в 2 раза. За 4 месяца этого года показатели прошлого года превышены в 2,5 раза. В будущее смотрим уверенно - темпы роста будут увеличиваться. Особенно быстро растет госзаказ по ракетной тематике. В этом году мы уже приняли на работу 500 человек, в основном молодежь. Создаем на заводе мощное серийное КБ, где уже работает 150 человек.
Сейчас наш портфель заказов составляет 3,4 млрд руб. В 2005 году ожидаем 5 млрд, к 2010 году - 10 млрд. И наш "Моторостроитель" не исключение, в отрасли есть еще несколько предприятий с высокими темпами роста.
А в 1990-х годах, когда оборонный заказ резко снизился, мы смогли убедить газовиков в том, что на основе авиационных двигателей можно делать хорошие агрегаты для газоперекачивающих станций. Кстати, первая документация таких конверсионных агрегатов была разработана еще в 1970-х годах академиком Николаем Кузнецовым, который входил в легендарную "королевскую" шестерку главных конструкторов и делал двигатели для советской лунной программы. В ту пору мощность агрегатов составляла 6,3 Мвт, сейчас агрегаты для трубопроводов на Крайнем Севере имеют мощность 25 Мвт. 30% газа в России перекачивают наши агрегаты. Потом было освоено производство турбин для энергетики, затем целых электростанций мощностью в 10 и 25 Мвт. Стоимость газоперекачивающего агрегата в 24 Мвт равна стоимости ракеты "Союз".
- Ваше предприятие входит в Федеральное космическое агентство. И какими бы выгодными ни были конверсионные заказы, главная задача "Моторостроителя" остается прежней - производство ракетных и авиационных двигателей. Президент РФ неоднократно отмечал, что авиация и космонавтика являются стратегическими приоритетами России.
- В производстве ракетных двигателей никаких проблем я сегодня не вижу. Космический заказ растет на глазах и будет расти еще быстрее. Он уже сейчас почти в 4 раза больше авиационного заказа, хотя раньше была обратная картина. Мы закончили серийное освоение двигателей для производства новой ракеты "Союз-ФГ". Ожидаются старты еще одной новой ракеты "Союз-2" с нового для нас космодрома Куру в Южной Америке. К международной станции теперь летают только российские корабли, вернутся ли американцы на МКС - большой вопрос.
Сегодня мы можем изготовить любое количество ракет, которое нам закажут. И для эффективного управления отраслью очень важно, что удалось сохранить Федеральное космическое агентство в качестве самостоятельного органа, который подчиняется непосредственно только президенту и премьер-министру.
А вот авиационная отрасль вызывает большое беспокойство. Система управления авиапромом разрушена - кто у руля, непонятно. Финансирование разработки новых авиадвигателей для пассажирских самолетов совершенно недостаточное. Все существующие, даже лучшие, российские двигатели не соответствуют 4-й главе ИКАО по уровню шума, имеют эффективность, которая уступает американским и европейским моторам. Единственный новый двигатель в России - НК-93, названный в честь академика Николая Кузнецова и предназначенный для самолетов Ил-96 и Ту-204. На заводе уже сделано 10 образцов НК-93. Этот двигатель может эксплуатироваться в Европе по уровню шума, выдерживает конкуренцию по экономичности. По государственной программе его летные испытания должны были состояться еще в 2003 году. Но, видя, как отпускаются средства, я сомневаюсь, что испытания состоятся и в 2004 году. И вряд ли тогда можно говорить о сертификации в 2005 году. За счет коммерческих заказов завод на 90% готов к серийному производству НК-93, но двигатель еще просто не доведен.
- Одна из проблем всех наукоемких отраслей - старение кадров. У вас тоже инженерами работают те, кто еще помнит академика Кузнецова?
- Средний возраст работающих на предприятии 46 лет - примерно такой же, как в советское время, когда у нас работало 24 тысячи человек, а не 10 тысяч, как сейчас. Я заведую кафедрой производства двигателей летательных аппаратов в Самарском аэрокосмическом университете. Построена система, по которой ребята учатся и одновременно работают на заводе, многим обучение оплачивается. В итоге видна явная тенденция к снижению среднего возраста. В этом году принимаем на работу уже в основном молодежь. И принимать будем еще больше, потому что ждем увеличения заказов и от государства, и от бизнеса....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия - Наука». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции