Сегодня (Украина)
1 июня 2004, 17:38
SOSтояние усталости
Как говорится в отчете выезжавшей на место ведомственной комиссии, все системы самолета с бортовым номером UR-ZVA и двигатели в данном полете были исправны. Соответствовало норме топливо (в Баку экипаж садился для дозаправки, приняв на борт 47 тонн авиакеросина). Допустимых пределов не превышали взлетная масса и центровка машины. Так называемые внешние факторы - порывы ветра, метеоусловия и состояние взлетно-посадочной полосы - тоже не препятствовали выполнению задания.
Катастрофа произошла из-за того, что экипаж не привел во взлетное положение механизацию крыла - не были выпущены закрылки и предкрылки. Это недопустимое, считают специалисты, для опытных летчиков нарушение. Взлетал самолет с большим углом тангажа. На борту возникла тряска. Машина несколько раз коснулась хвостовой частью о бетонное покрытие ВПП. Но и после зафиксированной на пленке команды диспетчера, который заметил высоко поднятый нос "Ильюшина", шлейф искр и крен, самолет не прекратил взлет...
Начало выпуска закрылков бортовой самописец зафиксировал лишь на 5-й секунде после возникновения левого крена. Спустя две секунды начали выпускаться предкрылки. Спохватившись, что этого не было сделано на предварительном старте, выпуск механизации, не ставя в известность командира воздушного судна, вероятнее всего, произвел бортинженер Сергей Борщ (от полученных ранений он скончался по пути в больницу). Самолет "повело", из-за недостаточной высоты он коснулся полосы левой, потом - правой стойкой шасси, сошел с ВПП, продолжил движение за ее пределами, по грунту, и все-таки еще пытался подняться...
Ситуация развивалась критически: понимая, что воздушное судно уклонилось от полосы, и, опять же, не ставя в известность командира, бортинженер перевел рули управления всеми четырьмя двигателями на малый газ, после чего выключил их.
Тяжелая машина оборвала тросовую растяжку глиссадного радиомаяка и, пролетев на 10-метровой высоте, еще около полукилометра, упала за пределами аэродрома. Вследствие падения были сломаны стойки шасси и фюзеляж, полностью разрушена кабина штурмана, оторваны двигатели, возник пожар. Об остальном читателям уже известно.
- Наша комиссия не ставила целью определить степень вины и ответственности, - подчеркнул в интервью "Сегодня" генерал Николай Машаровский. - Этим занимаются правоохранительные органы Азербайджана и Украины. Однако в отчете мы отметили, что в действиях пилотов имели место поспешность, невнимательность, вызванные, по всей вероятности, отсутствием нормального предполетного отдыха, усталостью после предыдущих рейсов с пересечением нескольких часовых поясов. Перед полетом в Кабул члены экипажа ночевали не в гостинице, а в самолете. К моменту вылета их рабочее время, без учета перерыва на обед, превышало 17 часов. Медосмотр в аэропорту "Бина" они не проходили. Уровень подготовки к полетам на Ил-76 второго пилота Дениса Кунгурова, по окончании Кировоградской летной академии освоившего Ан-24 и Ан-26, оставлял желать много лучшего...
Следствие по возбужденному Бакинскими правоохранителями уголовному делу еще не завершено. Получившие травмы, но уцелевшие в катастрофе члены экипажа (исключая командира Александра Казанцева, который находится на подписке о невыезде в Баку) вернулись домой.
Лишились занимаемых должностей летный и технический директора "Азов-Авиа". После проверки авиаперсонала и устранения авиакомпанией недостатков, Укравиатранс возобновил лицензию на выполнение ею грузовых перевозок. Полеты осуществляются двумя Ил-76 за пределами Украины. В Национальном авиационном университете состоялся специальный разбор катастрофы с участием руководящего состава всех авиакомпаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «Сегодня (Украина)». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции