О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Без лизинговых двигателей может остаться авиакомпания "Самара"

Лизинговая компания "Стандарт", входящая в группу лизинговых компаний "Лидер", пытается взыскать с ОАО "Авиакомпания "Самара" более $1 млн. Первый этап судебных разбирательств закончился в пользу авиаперевозчика, однако истец подал кассационную жалобу в высшую инстанцию. Если на этот раз судебные разбирательства закончатся в пользу истца, авиакомпания может лишиться части своего имущества. "Стандарт" уже заявляет в СМИ о "разумности" сделки "по отчуждению авиадвигателей". В "Самаре" уверяют, что всегда выполняли свои обязательства, а спор со "Стандартом" вызван тем, что тот не представил документов, подтверждающих его требования.

16 февраля 1998 года между ОАО "Авиакомпания "Самара" и ЗАО "Инком-Авиализинговая компания" был подписан договор, согласно которому "Инком" передавал перевозчику во временное владение и пользование с правом последующего выкупа шестнадцать отремонтированных авиадвигателей. При этом "Самара" выступила поручителем за лизингодателя (в сумме свыше $2 млн) перед ОАО "АБ "Инкомбанк". После августовского кризиса 1998 года авиакомпания оказалась в тяжелом финансовом положении, а Инкомбанк стал жертвой дефолта. "Самаре" пришлось оплачивать долларовые счета, выставленные за обслуживание зарубежными аэропортами, по резко возросшему валютному курсу. Это стало причиной возникновения у "Самары" серьезных долгов. Только задолженность перед бюджетами всех уровней превышала 100 млн рублей. Тем не менее в 1999 году авиакомпания рассчиталась с "Инкомом" за три двигателя. После этого платежи прекратились.

5 сентября 2000 года "Инком-Авиализинговая компания" переуступила право требования долга авиакомпании "Самара" зарегистрированному в Калмыкии ЗАО "Лизинговая компания "Стандарт". В тот же день занимавший тогда должность генерального директора "Самары" Александр Козлов подписал договор цессии. Сумма долга "Самары" составляла $2,1 млн.

24 января 2002 года, чтобы снизить финансовую нагрузку на авиакомпанию, "Стандарт" и "Самара" реструктурировали задолженность перевозчика, снизив ее до $1,8 млн. Тогда же стороны договорились, что задолженность будет погашаться в течение трех лет по $50 тысяч ежемесячно. Первый платеж авиакомпания должна была провести не позднее июня 2002 года. И летом того же года ЛК "Стандарт" заключила договор цессии с ООО "Авиализинговая компания" (АЛК). По словам поверенного директора ЛК "Стандарт" Владимира Попова, эта переуступка произошла в связи с тем, что "бывший директор компании Юрий Берестников заключил фиктивный договор, по которому право требования $200 тысяч перешло к АЛК в счет оплаты подложного векселя, представленного Берестниковым от АЛК на "Стандарт". Однако впоследствии этот договор арбитражным судом Калмыкии был признан недействительным, и право требования долга вновь вернулось "Стандарту". Сумма долга составляла уже $1,7 млн, так как к этому времени лизинговой компании удалось взыскать с "Самары" $100 тысяч. Далее с согласия авиакомпании право на получение задолженности по лизинговым платежам перешло к ГЛК "Лидер".

Осенью 2002 года между ГЛК "Лидер" и "Самарой" было заключено новое соглашение о порядке выплаты задолженности. Со стороны перевозчика оно было подписано финансовым директором авиакомпании Владимиром Дыниным. При этом сумма долга была снижена до $1,5 млн. Попов утверждает, что, несмотря на снижение суммы долга, авиакомпания не осуществила ни одного платежа. В апреле 2003 года ГЛК "Лидер" и "Стандарт" расторгли договор о замене стороны на том основании, что соглашение о переуступке было заключено без одобрения общего собрания ГЛК "Лидер", что является нарушением законодательства об акционерных обществах. Тогда же "Лидер" подал иск в Московский арбитражный суд с требованием признать незаконной сделку между "Стандартом" и "Авиационной лизинговой компанией".

За семнадцать месяцев самарский перевозчик не заплатил ни рубля, поэтому компания "Стандарт" обратилась в областной арбитраж. 3 марта 2004 года ЛК "Стандарт" совместно с ЗАО "Лизинг-Менеджмент" направила в суд иск с требованием взыскать с "Самары" в пользу лизинговой компании $850 тысяч долга и штраф за просрочку выплаты в размере 10,8 млн рублей на текущую дату. Если бы суд встал на сторону "Стандарта", лизинговый оператор мог потребовать ареста части активов авиакомпании, поскольку в договоре от 1998 года имеется пункт, согласно которому лизингодатель в случае неоплаты имеет "право вывоза имущества с территории авиакомпании "Самара". Суд отказал в иске, основываясь на решении арбитражного суда от 5 февраля 2004 года. Тогда арбитраж по иску одного из акционеров авиакомпании ПО "Полет" (владел 13% ее акций) признал недействительным договор цессии, заключенный между "Инкомом-Авиализинговой компанией" и "Стандартом" 5 сентября 2000 года. Генеральный директор управляющей организации "Лизинг-Менеджмент" Константин Пензин в частной беседе назвал решение суда "странным", поскольку его компания была не оповещена о судебном заседании. Удивил его и тот факт, что иск подавала не сама авиакомпания, а ее акционер. Кроме того, по его словам, окончательного решения относительно договора, на которое ссылается суд, еще нет. "Судебное разбирательство в Московском арбитражном суде по этому делу в апреле было отложено до 7 июня 2004 года", заявил представитель ГЛК "Лидер". По его словам, компания уже подала ходатайство в арбитражный суд Поволжского округа о восстановлении срока обжалования решения самарского арбитражного суда от 5 февраля 2000 года, а также кассационную жалобу на принятое решение.

Юрист ОАО "Авиакомпания "Самара" Роман Губанов говорит, что компания "всегда исполняла свои обязательства. Что касается взаимоотношений с лизинговой компанией "Стандарт", то спор продолжается. До настоящего времени нам не были представлены документы, подтверждающие право требования долга"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Самарское обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка