Самарское обозрение
11 июня 2004, 10:50
Без лизинговых двигателей может остаться авиакомпания "Самара"
16 февраля 1998 года между ОАО "Авиакомпания "Самара" и ЗАО "Инком-Авиализинговая компания" был подписан договор, согласно которому "Инком" передавал перевозчику во временное владение и пользование с правом последующего выкупа шестнадцать отремонтированных авиадвигателей. При этом "Самара" выступила поручителем за лизингодателя (в сумме свыше $2 млн) перед ОАО "АБ "Инкомбанк". После августовского кризиса 1998 года авиакомпания оказалась в тяжелом финансовом положении, а Инкомбанк стал жертвой дефолта. "Самаре" пришлось оплачивать долларовые счета, выставленные за обслуживание зарубежными аэропортами, по резко возросшему валютному курсу. Это стало причиной возникновения у "Самары" серьезных долгов. Только задолженность перед бюджетами всех уровней превышала 100 млн рублей. Тем не менее в 1999 году авиакомпания рассчиталась с "Инкомом" за три двигателя. После этого платежи прекратились.
5 сентября 2000 года "Инком-Авиализинговая компания" переуступила право требования долга авиакомпании "Самара" зарегистрированному в Калмыкии ЗАО "Лизинговая компания "Стандарт". В тот же день занимавший тогда должность генерального директора "Самары" Александр Козлов подписал договор цессии. Сумма долга "Самары" составляла $2,1 млн.
24 января 2002 года, чтобы снизить финансовую нагрузку на авиакомпанию, "Стандарт" и "Самара" реструктурировали задолженность перевозчика, снизив ее до $1,8 млн. Тогда же стороны договорились, что задолженность будет погашаться в течение трех лет по $50 тысяч ежемесячно. Первый платеж авиакомпания должна была провести не позднее июня 2002 года. И летом того же года ЛК "Стандарт" заключила договор цессии с ООО "Авиализинговая компания" (АЛК). По словам поверенного директора ЛК "Стандарт" Владимира Попова, эта переуступка произошла в связи с тем, что "бывший директор компании Юрий Берестников заключил фиктивный договор, по которому право требования $200 тысяч перешло к АЛК в счет оплаты подложного векселя, представленного Берестниковым от АЛК на "Стандарт". Однако впоследствии этот договор арбитражным судом Калмыкии был признан недействительным, и право требования долга вновь вернулось "Стандарту". Сумма долга составляла уже $1,7 млн, так как к этому времени лизинговой компании удалось взыскать с "Самары" $100 тысяч. Далее с согласия авиакомпании право на получение задолженности по лизинговым платежам перешло к ГЛК "Лидер".
Осенью 2002 года между ГЛК "Лидер" и "Самарой" было заключено новое соглашение о порядке выплаты задолженности. Со стороны перевозчика оно было подписано финансовым директором авиакомпании Владимиром Дыниным. При этом сумма долга была снижена до $1,5 млн. Попов утверждает, что, несмотря на снижение суммы долга, авиакомпания не осуществила ни одного платежа. В апреле 2003 года ГЛК "Лидер" и "Стандарт" расторгли договор о замене стороны на том основании, что соглашение о переуступке было заключено без одобрения общего собрания ГЛК "Лидер", что является нарушением законодательства об акционерных обществах. Тогда же "Лидер" подал иск в Московский арбитражный суд с требованием признать незаконной сделку между "Стандартом" и "Авиационной лизинговой компанией".
За семнадцать месяцев самарский перевозчик не заплатил ни рубля, поэтому компания "Стандарт" обратилась в областной арбитраж. 3 марта 2004 года ЛК "Стандарт" совместно с ЗАО "Лизинг-Менеджмент" направила в суд иск с требованием взыскать с "Самары" в пользу лизинговой компании $850 тысяч долга и штраф за просрочку выплаты в размере 10,8 млн рублей на текущую дату. Если бы суд встал на сторону "Стандарта", лизинговый оператор мог потребовать ареста части активов авиакомпании, поскольку в договоре от 1998 года имеется пункт, согласно которому лизингодатель в случае неоплаты имеет "право вывоза имущества с территории авиакомпании "Самара". Суд отказал в иске, основываясь на решении арбитражного суда от 5 февраля 2004 года. Тогда арбитраж по иску одного из акционеров авиакомпании ПО "Полет" (владел 13% ее акций) признал недействительным договор цессии, заключенный между "Инкомом-Авиализинговой компанией" и "Стандартом" 5 сентября 2000 года. Генеральный директор управляющей организации "Лизинг-Менеджмент" Константин Пензин в частной беседе назвал решение суда "странным", поскольку его компания была не оповещена о судебном заседании. Удивил его и тот факт, что иск подавала не сама авиакомпания, а ее акционер. Кроме того, по его словам, окончательного решения относительно договора, на которое ссылается суд, еще нет. "Судебное разбирательство в Московском арбитражном суде по этому делу в апреле было отложено до 7 июня 2004 года", заявил представитель ГЛК "Лидер". По его словам, компания уже подала ходатайство в арбитражный суд Поволжского округа о восстановлении срока обжалования решения самарского арбитражного суда от 5 февраля 2000 года, а также кассационную жалобу на принятое решение.
Юрист ОАО "Авиакомпания "Самара" Роман Губанов говорит, что компания "всегда исполняла свои обязательства. Что касается взаимоотношений с лизинговой компанией "Стандарт", то спор продолжается. До настоящего времени нам не были представлены документы, подтверждающие право требования долга"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Самарское обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114