Компания
2 июля 2004, 09:51
Как "Аэрофлот" оптимизирует свою ИТ-инфраструктуру
Первое, что предложил сделать новый CIO, - разработать единую ИТ-политику, которая позволила бы авиакомпании вывести бизнес-процессы на новый уровень, обеспечить более четкое взаимодействие между ИТ-департаментом и бизнес-подразделениями. С этой целью в "Аэрофлот" пригласили консалтинговую компанию Accenture (образовалась после распада Arthur Andersen). Консультанты проводили аудит при участии технического совета по информатизации "Аэрофлота" (в этот совет входят руководители практически всех основных бизнес-направлений либо их представители). "Это был не столько аудит, сколько инвентаризация, обмен мнениями и совместная выработка предложений по развитию", - говорит Кирюшин.
В Шереметьеве и за его пределами
Одна из приоритетных задач "Аэрофлота" - бесперебойная работа производственных подразделений, расположенных в зоне аэропорта Шереметьево. Здесь находится большинство технических служб авиакомпании и примерно 1000 человек персонала. В информационном центре в Шереметьеве сейчас ведутся работы по развитию системы оперативного управления полетами и планированию производственной деятельности. Кроме того, "Аэрофлот" ищет новую систему информационной поддержки технического обслуживания и ремонта самолетов.
ИТ-подразделения других служб авиакомпании - бухгалтерии, экономических отделов, коммерческих подразделений - разбросаны по московскому региону. Отсутствие единого центра обработки данных зачастую становится причиной несогласованности в работе служб.
Чтобы решить эту проблему, "Аэрофлот" взял в аренду у компании Equant часть площадей в новом современном центре обработки данных на улице Андропова в Москве. Здесь решено консолидировать серверное оборудование всех подразделений авиакомпании, работающих в московском регионе. В будущем, после того как "Аэрофлот" построит новое офисное здание в Шереметьеве, центр Equant сможет выполнять резервную роль.
Сегодня процесс консолидации оборудования и систем идет полным ходом. Партнером "Аэрофлота" в этом проекте выступает компания R-Style. "Мы понимаем, что нельзя переместить на новое место все оборудование сразу, - рассуждает Кирюшин. - Мы будем действовать постепенно, не создавая проблем бизнес-подразделениям. Надеюсь, что уже в июле обеспечим первое включение в центре Equant".
Ввод в действие центра обработки данных позволит решить и другие задачи, намеченные в ходе аудита. Так предполагается создать информационное хранилище и системы поддержки принятия управленческих решений на базе оборудования Hewlett Packard. Проект ведется при консультационной поддержке компании "Диасофт".
Необходимо также решить задачу по взаимной интеграции множества приложений, работающих в ИТ-инфраструктуре авиакомпании. Для этого будут использоваться программные продукты IBM WebSphere.
С целью усиления обратной связи между ИТ-департаментом и подразделениями "Аэрофлота" создается система поддержки пользователей (Help Desk на базе продуктов Service Desk и Open View от Hewlett Packard), позволяющая вести учет, анализ и контроль всех обращений бизнес-пользователей в ИТ-департамент. В рамках этой системы предусмотрена функция мониторинга и контроля оборудования, сетей, приложений - она поможет более оперативно решать проблемы ИT-инфраструктуры. Данный проект ведется при поддержке компании Tops BI.
Реализация этих проектов потребовала инвестиций, в результате чего бюджет ИТ-департамента в этом году увеличился в несколько раз (точные данные компания не предоставляет). "Мы пришли к выводу, что не можем экономить на ИТ-инфраструктуре, иначе бизнес-процессы просто не смогут развиваться", - убежден Кирюшин.
"Точка невозврата" позади
Обычно CIO мечтает о единой ERP-системе, охватывающей все бизнес-процессы, однако внедрить такую систему не всегда возможно. "Вопрос состоит в том, насколько полно система охватывает сферу деятельности заказчика, - говорит Сергей Кирюшин. - Программа SAP R/3, например, не рассчитана на сбор и анализ данных по всем направлениям деятельности авиакомпании. Есть масса данных, необходимых для принятия управленческих решений. К примеру, данные по пассажиропотокам, - без них невозможно рассчитать, какое количество пассажирских кресел следует разместить в бизнес-классе и какое - в экономическом. Или по какой цене нужно продавать билеты. Эти функции не заложены в SAP R/3, они есть в других, специализированных программах".
Решение о внедрении SAP R/3 принято "Аэрофлотом" в конце 1999 года. Программа была установлена в бухгалтерских подразделениях авиакомпании. Освоение шло непросто в том числе и потому, что "Аэрофлоту" пришлось перестраивать бизнес-процессы. "Одно время мы даже думали об использовании в низовых звеньях российского бухгалтерского пакета, - рассказывает Кирюшин. - Казалось, что за счет этого можно будет удешевить и упростить процесс. Однако мы поняли, что уже прошли "точку невозврата" и что нужно внедрять SAP R/3 до конца для того, чтобы получить все преимущества этой ERP-системы".
Параллельно с автоматизацией бухгалтерии шло внедрение модуля складского учета SAP R/3. Сейчас завершается переход к этой системе в авиационно-техническом комплексе, после чего практически весь складской учет "Аэрофлота" будет вестись в R/3. Внедрение SAP R/3 ведется при участии консультантов представительства SAP в России.
От SITA к Sabre
Главным проектом "Аэрофлота" в области информационных технологий является переход на систему бронирования и продажи билетов, разработанную компанией Sabre (США). При этом "Аэрофлот" намерен отказаться от созданной другой американской компанией SITA системы Gabriel, которая работает в "Аэрофлоте" еще с советских времен.
Sabre предоставит "Аэрофлоту" широкие возможности по сотрудничеству с другими авиакомпаниями в вопросах бронирования и продажи билетов. Новая система работает через Интернет и позволяет также бронировать гостиницы, заказывать туристические услуги, такси, приобретать билеты на железнодорожные маршруты. Авиакомпании предстоит заменить программы на 2000 терминалах, расположенных в офисах "Аэрофлота" по всему миру, и модернизировать 8000 агентских терминалов. От перехода на новую систему авиакомпания ожидает увеличения объема продаж на $10 млн в год.
"Мы меняем не только систему продаж, но и систему отправки пассажиров в аэропорту, - рассказывает Сергей Кирюшин. - Кроме того, авиакомпания переходит на новую программу Sabre для часто летающих пассажиров "Аэрофлот Бонус". При этом мы постараемся выстраивать бизнес-процессы таким образом, чтобы избежать сложных процедур по выписке бонусных сертификатов".
В рамках данного проекта "Аэрофлот" внедрит систему Интернет-бронирования и оплаты билетов.
"Нам предстоит переучивание людей, принятие новых регламентов, - говорит Кирюшин, - и компания Sabre будет нам в этом помогать. Мы планируем завершить "миграцию" 31 марта 2005 года".
Резюме Сергея Кирюшина
Возраст: 39 лет
Образование: Академия народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, специальность "Финансы и кредит"
Профессиональный опыт:
- С 2003 года по настоящее время: "Аэрофлот", заместитель генерального директора, директор департамента информационных технологий;
- 2001 - 2003: Технический центр РТС, генеральный директор;
- 2001: Альфа-банк, старший вице-президент, 1-й заместитель CIO;
- 1998 - 2001: Расчетная палата РТС, председатель правления; Фондовая биржа РТС, вице-президент;
- 1997 - 1998: Восточно-европейский инвестиционный банк, заместитель председателя правления;
- 1993 - 1997 - Сбербанк России, замдиректора и директор главного клирингового центра, директор главного информационно-расчетного центра.
Авторские права на данный материал принадлежат «Компания». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 10, 2025
Аэрофлот открыл мемориальную доску в честь "фельдъегеря Победы" - легендарного пилота, доставившего в Москву Акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии в мае 1945 года
Декабрь 10, 2025
Аэрофлот и Шереметьево запустили 10 новых киосков саморегистрации на внутренних рейсах
Декабрь 8, 2025
Участники Авиационного пресс-клуба соберутся на юбилейную XXV встречу
Декабрь 8, 2025
Путешествие без перегруза
