О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Бэкфайры" держат под ядерным прицелом Россию

Специалисты 13-го НИИ МО, закончившие расшифровку данных "черных ящиков" потерпевшего 8 июля катастрофу бомбардировщика Ту-22М3, вынесли свой окончательный вердикт - катастрофа произошла по причине отказа бортового генератора

Специалисты 13-го НИИ МО, закончившие расшифровку данных "черных ящиков" потерпевшего 8 июля катастрофу бомбардировщика Ту-22М3, вынесли свой окончательный вердикт - катастрофа произошла по причине отказа бортового генератора. В результате самолет оказался полностью обесточенным, потерял управление, а экипаж не смог катапультироваться.

Это первый случай, когда катастрофа Ту-22М3 была предана гласности. Оказывается, подобных катастроф было уже две. Об этом рассказал "НГ" бывший главком ВВС России генерал-полковник Петр Дейнекин.

Первая произошла в 30-й воздушной армии (ВА) под Иркутском в середине 80-х годов. Тогда разбился бомбардировщик Ту-22М и вместе с экипажем погиб летчик первого класса командир полка полковник Борис Карповский, которого сменил Джохар Дудаев. В связи с этим был уволен командующий 30-й ВА, генерал Владимир Безбоков. Комиссия, расследовавшая причины катастрофы, в своих выводах записала, что причиной гибели экипажа стало попадание машины в область грозовой активности, и фактически "спрятала истинные причины катастрофы - не в воду, а в грозу". Однако на самом деле, как заявил Петр Дейнекин, истинной причиной был отказ системы энергоснабжения и командир воздушного корабля просто не имел возможности катапультировать экипаж, хотя самолет в момент возникновения аварии находился на высоте 11 тыс. метров.

Вторая катастрофа произошла в конце 80-х годов в 46-й ВА. Под Мелитополем Ту-22М, пилотируемый экипажем под командованием заместителя командира дивизии полковника Логунова, "врезался в украинский чернозем". И в этом случае причиной катастрофы был отказ системы энергоснабжения.

Генерал Дейнекин 30 лет назад командовал первым полком стратегических бомбардировщиков Ту-22М. В то время устранялись основные недостатки этого самолета. Но некоторые остались и по сей день. К их числу относится самая загадочная - сбои в системе электропитания.

Как пояснил генерал, все системы бомбардировщика имеют двух- и трехкратное резервирование, а системы, обеспечивающие посадку, - даже четырехкратное. Бортовые системы бомбардировщика питаются четырьмя генераторами, и в случае аварии или выхода из строя одного или нескольких генераторов от бортовой сети отключается часть оборудования. В том числе и обеспечивающая управление самолетом в ручном режиме. Экипаж становится заложником неисправной машины - люки катапультирования открыть невозможно, даже вручную. Генерал Дейнекин замечает, что при аварии электрооборудования Ту-22 превращается "в падающий танк".

На это неоднократно указывалось конструкторам самолета, но выводов никаких не делалось. Видимо, срабатывал негласный принцип: экипаж должен бороться за выживаемость машины с ядерным оружием на борту до самого последнего мгновения.

Серия машин Ту-22М предназначена для борьбы с авианосными группировками противника. В этих целях она несет на своем борту несколько крылатых ракет в ядерном снаряжении. Их мощность сопоставима с ядерными бомбами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки.

Ту-22М3, потерпевший катастрофу 8 июля, не имел на борту оружия массового поражения - вылет был учебный. Однако с 1974 г. эти самолеты сделали многие тысячи вылетов в полном боевом снаряжении через территорию России в Мировой океан. И каждый из них был потенциально опасен не столько для вероятного противника, сколько для населения советских территорий, над которыми пролегал маршрут.

Ядерная катастрофа над Мировым океаном оказалась бы менее болезненной, чем над населенными пунктами собственного отечества. Видно, не напрасно американские моряки в мирное время боялись советских "Бэкфайров" (классификация НАТО), хотя следовало бы боятся нам - людям страны, где производится и эксплуатируется этот самолет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка