О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Опять открыт вопрос о таможенных льготах авиакомпаниям на приобретение зарубежных самолетов

Вопрос о льготах российским авиакомпаниям по приобретению зарубежных самолетов считался "закрытым" после проведенного в Воронеже совещания с Михаилом Фрадковым. К сожалению, после заявления Министра транспорта и связи Игоря Левитина этот вопрос снова "открылся" для дискуссии

На состоявшейся 13 июля пресс-конференции генеральных директоров лизинговой компании "Ильюшин-финанс Ко" (ИФК) Александра Рубцова и ОАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина" (АК им. Ильюшина) Виктора Ливанова, посвященной заключенному 9 июля контракту на поставку на Кубу двух дальнемагистральных пассажирских самолетов типа Ил-96-300, спикеры прокомментировали сообщения о заявлении Министра транспорта и связи РФ Игоря Левитина о возможности предоставления льгот по таможенным пошлинам и иным льготам авиакомпаниям при приобретении самолетов зарубежного производства тех классов, которые не выпускаются сейчас в России.

Это заявление было сделано вскоре после большого совещания в Воронеже с участием Председателя правительства РФ Михаила Фрадкова, где эта тема обсуждалась. По итогам совещания был подписан соответствующий Протокол.

На обсуждении в Воронеже наоборот сделано заявление о том, что инвестиционные соглашения, согласно которым авиакомпании при приобретении самолетов зарубежного производства обещали сделать заказ и на отечественную авиационную технику, но не сделали заказ, должны быть подвергнуты повторному рассмотрению. Как отмечает Александр Рубцов, такое протокольное Поручение записано и оно отражало ход дискуссии.

Виктор Ливанов дополнил сказанное, заявив, что Министерство экономического развития и торговли получило распоряжение о необходимости разобраться с инвестиционными соглашениями и в случае их не выполнения авиакомпаниями ("Аэрофлот - российские авиалинии" и "Трансаэро") принять соответствующие меры, вплоть до передачи дел а арбитражные суды.

В последнее время "Трансаэро", по словам А. Рубцова, делает попытки приобретения отечественных самолетов. Однако договор на поставку "Аэрофлоту" шести Ил-96-300 до сих пор не подписан.

Надо иметь в виду, что идея об отмене пошлин на ввоз в страну самолетов зарубежного производства типоразмера, не выпускаемого в России, всплывает не первый раз. Здесь, например, потребуется ввести градацию - по взлетной массе, по пасажировместимости и пр. Это юридически сделать достаточно сложно. Тем более, что индивидуальные льготы запрещены законодательством и было сделано всего два исключения - для "Аэрофлота" и "Трансаэро". С тех пор индивидуальные льготы не предоставлялись. По мнению А. Рубцова, надо давать льготы на весь класс или не давать вообще.

В принципе, на сегодня в России не производятся самолеты типа Boeing 747 или Airbus А380. А. Рубцов выразил личную позицию, что на такие новые самолеты можно было бы и дать какие-то льготы для российских авиакомпаний, пожелавших приобрести самолеты этого класса. Законодательство позволяет снижать таможенные пошлины до 5 процентов, но с уплатой НДС.

Модная сейчас тема - отсутствие в России региональных самолетов нового поколения. Если обратиться к фактам, картина вырисовывается противоположная. На сегодня один самолет уже сертифицирован (Ту-334), другой взлетит через пару месяцев (Ан-148), третий - уже проектируется (RRJ). Имеется также два типа турбовинтовых самолетов - Ил-114 и Ан-140. Фактически, приведенный ряд самолетов охватывает всю нишу с шагом в 10-15 мест.

В. Ливанов подчеркнул, что недавно Китай опубликовал Постановление своего правительства, запрещающее покупку любых региональных самолетов зарубежного производства, так как началось создание китайского регионального самолета. К тому же была закуплена лицензия у фирмы Embraer и сейчас началась продажа лицензионных самолетов китайского выпуска. Прежде всего, идет речь о защите своего внутреннего рынка, о создании рабочих мест в своей стране. Китай очень тонко, правильно и целенаправленно относится к формированию своей современной авиационной промышленности.

Касаясь вопроса вступления России в ВТО, В. Ливанов отметил, что Китай тоже присоединился к ВТО. Страны Западной Европы и в частности, и в целом также нарушают договоренности ВТО, но они защищают свой внутренний рынок тогда, когда им это необходимо, они исходят из приоритета собственного видения нужд своего внутреннего рынка и собственные рабочие места.

По мнению А. Рубцова, в 1998 году, когда цены на нефть упали ниже 10 долларов за баррель, все почувствовали, какова степень зависимости страны от мировых цен на нефть. Когда сейчас цена на нефть доходит до 40 долларов за баррель, ситуация кажется хорошей. Однако экономика должна быть сбалансированной. Ответственность государства заключается в том, что в настоящее время, когда в стране избыток денег от дорогой нефти, необходимо думать и действовать, чтобы уйти от нефтяной зависимости - для этого сейчас имеются все условия. ИФК предложила правительству проект возобновления серийного производства самолетов, в том числе и для того, чтобы промышленность вышла на масштабы производства, которые были характерны для начала 90-х годов. При этом авиационная промышленность в силу своей очень высокой добавленной стоимости, в состоянии существенным образом на структурные реформы в экономике.

Очень многие авиакомпании заявляют, что авиапром России не эффективен, что самолеты неконкурентны на мировом авиарынке. ИФК постоянно проводит работу по выяснению требований авиакомпаний к перспективным самолетам, к требованиям по системе поддержки в эксплуатации. Ведется совершенствование мер, направленных на обеспечение безопасности полета, повышение комфортабельности пассажирских салонов. Мнение некоторых авиакомпаний, предлагающих "насладиться" комфортом зарубежных самолетов можно опровергнуть одним - полетом в салоне нового самолета Ил-96-300 авиакомпании "Красноярские авиалинии".

Авиакомпании требуют создания систем поддержки летной годности самолетов в эксплуатации. Такая система поддержки в настоящее время создается самыми ускоренными темпами для "Красноярских авиалиний" и других авиакомпаний. Создаются склады запасных частей, обеспечивающие по наиболее "отказным" системам поставку запасных частей на борт самолета в течение трех часов, по менее отказным системам - двое-трое суток, а по сложным агрегатам - примерно месяц. Такая система существует в мире, такая же система будет создана и у нас. Становление системы техобслуживания самолетов и обеспечение их эксплуатации запасными частями, по сути, начнется с авиакомпании "Красноярские авиалинии".

На совещании в Воронеже с участием председателя правительства М. Фрадкова были рассмотрены три возможные варианта действий. Первый. Открыть полностью российский авиарынок для зарубежных авиапроизводителей и, соответственно, "закрыть" собственный авиапром. За этим последует увольнение примерно 500 тысяч занятых в авиапроме. В таком случае необходимо будет выплатить примерно от 500 млн. долл. до одного миллиарда долларов на компенсации бывшим работникам авиапрома. Необходимо будет изыскать примерно 7 млрд. долл. для обновления гражданского флота и закупки примерно 150 самолетов. Причем, при таком решении, в ближайшем будущем после "закрытия" гражданского сектора авиапрома, последует и коллапс военного авиапрома.

Второй вариант. На сегодня в мире много бывших в эксплуатации самолетов, сдаваемых в лизинг по очень низким ценам. Те авиакомпании, которые хотят приобрести такие самолеты, имеют на это право - законодательство позволяет приобретать их. Цены на самолеты возрастом 3-15 лет очень низкие и на сегодня актуальность самой темы таможенных пошлин сильно преувеличена. Сегодня в пору повышать таможенные пошлины в силу того, что цены на такие самолеты перестали быть рыночными - например, трехлетний Boeing 767 стоит почти в два раза дешевле нового (50-60 млн. долл.). Такого никогда не было в мировой практике.

Третий вариант. Развитие собственного производства самолетов для российских авиакомпаний. Именно этот вариант обсуждался в Воронеже.

Гендиректор АК им. Ильюшина В. Ливанов отметил, что вопрос о льготах российским авиакомпаниям по приобретению зарубежных самолетов считался "закрытым" и решенным после проведенного в Воронеже совещания с Михаилом Фрадковым. К сожалению, после заявления Министра транспорта и связи Игоря Левитина этот вопрос снова "открылся" для дискуссии....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка