BBC Русская Служба
21 июля 2004, 08:19
Спор авиагигантов в Фарнборо
Один из самых престижных авиасалонов мира, открывшийся на аэродроме Фарнборо под Лондоном, проходит под знаком жесткого противостояния двух ведущих мировых авиапроизводителей - американского Boeing и европейского Airbus
Салон нынешнего года стал рекордным по размаху. Общее количество фирм-участников достигает 1300, а число посетителей выставки превысит 300 тысяч.
Особенно много представителей США, которые стремятся наверстать упущенное на другом мировом авиасалоне - в Ле Бурже в прошлом году. Из-за разногласий с Парижем по поводу войны в Ираке американцы его частично бойкотировали и не участвовали в показательных полетах.
На этой же неделе же американские пилоты господствуют в небе Англии, своего ближайшего союзника, тем более, что российские асы, покорявшие некогда Фарнборо своим мастерством, опять не прилетели - на этот раз не из-за угрозы конфискации по иску фирмы Noga, а по прозаическим соображениям экономии.
Их место заняли не только хорошо знакомые американские истребители F-16 и F/A-18F, но и первый в мире боевой самолет, выполненный по технологии Stealth, то есть мало заметный для радаров противника.
Из-за своей секретности "невидимка" F-117A взлетает с тайной базы и только проходит над летным полем Фарнборо. Без посадки показывают себя на салоне и два стратегических бомбардировщика: ветеран многих войн B-52 и находящийся на вооружении B-1B.
"Коммерческая атака"
Пошли американцы и на коммерческую атаку. В первый же день салона авиакомпания из Арабских Эмиратов Emirates объявила о закупке тринадцати лайнеров Boeing 777 на сумму 3 млрд. долларов.
Но больше всего посланцы из Эмиратов мечтают о перспективном Boeing 7E7, названном конструкторами Dreamliner (дословно - "лайнер мечты"). Производители рассчитывают после 2008 года завоевать с его помощью не только основные, но и периферийные воздушные магистрали.
Первыми встали в очередь на получение Boeing 7Е7, причем по льготной цене, японская и новозеландская авиакомпании. К ним присоединились пара европейских. А 50 новинок должны отправиться в Китай.
Американцы упирают на то, что основной соперник лайнера мечты - двухэтажный Airbus А380 на 555 мест, в силу своих гигантских размеров сможет садиться лишь в крупнейших аэропортах.
Европейский производитель "аэробусов" аэрокосмический концерн EADS в свою очередь считает конструкцию Boeing 7Е7 авантюрной, поскольку она основана на легких композитных материалах.
К тому же на авиасалоне два главных мировых авиастроителя обвиняют друг друга в нечестной финансовой игре: Boeing утверждает, что правительства Евросоюза незаконно субсидируют изготовление "аэробусов", а EADS в свою очередь говорит, что Boeing получает денежную подпитку от оборонных фирм.
Индустрия на подъеме
Этот спор может кончиться выходом американской стороны из ряда договоров и обращением в Всемирную торговую организацию. Особенно если на нынешнем автосалоне, будет заключено больше сделок о продаже "аэробусов", и его производители сохранят достигнутое в прошлом году первенство над Boeing.
Правда, главный "аэробусник" Ноэль Форгар успокоительно заявил в понедельник, что европейцы не допустят торговой войны с США из-за субсидий. Его коллега из Boeing Алан Малалли тоже поднялся над нынешними разногласиями и обещал продать авиакомпаниям в следующие два десятилетия 25 тысяч новых самолетов на общую стоимость 2 трлн. долларов.
Независимые специалисты отмечают в Фарнборо говорят, что мировое авиастроение вернулось к росту.
Гражданское воздушное сообщение постепенно выходит из спада, вызванного угрозой глобального терроризма, эпидемией атипичной пневмонии и другими отпугивающими пассажиров факторами. Еще быстрее растут грузовые перевозки. А спрос на боевую авиацию в неспокойном мире, похоже, и не ослабевал....
Авторские права на данный материал принадлежат «BBC Русская Служба». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 13, 2025
Обзор тенденций аэропортовых паркингов на Parking Russia 2025
Ноябрь 17, 2025
Авиакомпания "Азимут" перенесла на 2026г ввод в эксплуатацию ангара в Ростовской области
Ноябрь 17, 2025
ОАК: на Як-130М установлены новейший малоразмерный локатор и прицельные системы