Красноярский рабочий
21 июля 2004, 13:17
Самолет, которого не было?
По предварительным данным, самолет при посадке на воду задел крылом за дерево, разрушился, в результате чего погибло два человека, в баках находилось топливо, но пожара не было
Пробираясь к Енисею, его левобережные притоки Малый и Большой Кас становятся похожими на нормальные реки только ниже селений Налимный Шлюз и Александровский Шлюз. Заломы из упавших деревьев, низкие торфяные берега, мели и перекаты, огромное количество топляков, бесчисленные и неожиданные повороты делают их труднопроходимыми и опасными. Среди припойменных болот, озер, стариц, проток человеку, впервые попавшему в эти края, иногда кажется, что он уже целую вечность плутает в этом комарином раю, где одни повороты реки, песчаные отмели абсолютно похожи на другие.
Журналистам "Красноярского рабочего", прошедшим в 2003 году с экспедицией по Обь-Енисейскому каналу от озера Водораздельное, что в Томской области, до слияния с Большим Касом, это хорошо знакомо. Здесь и на лодках или катамаранах плыть небезопасно, а уж на гидросамолете, каким бы оснащенным он ни был, тем более. Участниками трагедии на реке Кас, по свидетельству многих очевидцев, были не только два погибших пилота "Корвета". С верховьев Малого Каса по каналу двигалась небольшая экспедиция, состоявшая, как утверждают общавшиеся с ее участниками местные староверы, из жителей Москвы.
"17.07.04 г. в 8.00 оповещены дежурно-диспетчерские службы Енисейского района, информация доведена до диспетчеров МТУ воздушного транспорта, зонального центра управления воздушным движением, Енисейского районного центра управления воздушным движением с целью организации воздушной разведки в районе последнего сеанса связи". (Сводка Главного управления по делам ГО и ЧС).
- Это они, ну те, которые приплывали к нам на "резинках". Они сплавлялись на двух лодках из Томской области, переночевали тут недалеко в палатках, потом стали искать и расспрашивать про самолет, - рассказывал возле вертолета еще в Александровском Шлюзе житель Гуляевской заимки, - потому что они должны были встретиться здесь. Он, самолет этот, и садился несколько раз на плесе Большого Каса. Николай-то Кондратьев, тот вроде собирался даже слетать с ними, да че-то не полетел. А потом с их группы уже прилетали на вертолете искать. И они же нашли, где они разбились, привязали веревкой самолет, нашли тело молодого парня и увезли его с собой. А эти-то, на самолете которые, они из Иркутска по Ангаре спускались. У них, по их рассказам, когда у нас были, че-то случилось, и они поэтому полетели не прямо на Кас, а вдоль Ангары, чтоб, значит, далеко от воды не удаляться.
Автор этих строк слышал свидетельства, что гидросамолет несколько раз был в Енисейске, экипаж ночевал в машине возле берега. Заправились бензином (на борту разбившегося самолета обнаружена алюминиевая канистра) и улетели. Потом видел фотографию этого самолета, датированную 7 июля 2004 года, стоявшего на воде возле берега в городе. В Александровском Шлюзе их видели в понедельник 12 июля. Как рассказывают жители, самолет потерпел аварию 15 июля.
- Я как раз печку начал класть в школе и слышу, самолет летит. А потом гляжу, так это же не Ан-2. Они покрутились над деревней, сделали несколько кругов, потом сели на Большой Кас там, пониже деревни. Только самолет прилетел вперед, и тут эти приехали, где-то через полчаса, на резиновых лодках с моторами. Встретились тут же, на устье, поговорили, потом лодки пошли вперед. А эти, с самолета, говорят, что мы, мол, приотстанем немного, потом поплывем следом или полетим и подождем на Большом Касе или на Енисее. Эти, на лодках, на Енисей выехали, а там никого нет.
"По докладу диспетчерских служб Енисейского района, последний раз гидросамолет был замечен 15.07.04 г. жителями с. Александровский Шлюз, и, по их словам, гидросамолет вылетел в район деревни Новый Городок. На борту гидросамолета предположительно было 2 человека - отец и сын". (Сводка Главного управления по делам ГО и ЧС).
- Они сели-то на реке как раз около моего дома, ребятишки видели мои, которые сбежались посмотреть. Благополучно сели, походили еще по песку, потом столкнули самолет, сплыли до устья и улетели. Это только на Гуляевской заимке теперь можно спросить, видели они чего или не видели. Они как раз недалеко от них упали.
Отсутствие сведений в местных управлениях аэронавигации и МЧС о маршрутах гидросамолета Иркутского регионального отделения Федерации любительской авиации России, управляемого Павлом Скороходовым, объясняется тем, что члены экипажа объявляли себя глиссирующей лодкой, а не воздушным судном. А раз, мол, лодка, то при чем тут контроль за воздушными сообщениями?! Самолет есть, со всем, что ему соответствует, кроме технического паспорта и лицензии на пилотирование, но его как бы и нет.
Версия о том, что технические документы на гидроплан могли потеряться при падении машины, малоубедительна. При осмотре тела погибшего Александра Скороходова все личные документы (визитные карточки председателя регионального отделения ФЛА, личный пропуск для входа в здание ФЛА в Москве, технический паспорт на автомобиль "Тойота-Виста" 1994 года выпуска, водительские удостоверения отца и сына Скороходовых, лицензия на газовое оружие) были тщательно упакованы в водонепроницаемые пакеты. Радиостанция гидросамолета в момент катастрофы была включена на частоте 133 мегагерца УКВ-диапазона.
- Они летали в абсолютно неконтролируемых местах, -считает Геннадий Колегин, - и причинами катастрофы могли послужить неосторожное пилотирование, недооценка ситуации, полное незнание местности, акваторий лесных рек. Если они раньше летали на Байкале, на Ангаре и Енисее, где препятствий и опасностей гораздо меньше, то здесь, вероятно, не были готовы к таежным условиям. А о том, что они нигде не регистрировались как воздушное судно, надо разговаривать с владельцами самолета, с их федерацией. С пилотами уже не поговоришь... По моему твердому убеждению, они явно недооценили тайгу и реку Кас.
"18.07.04 г. Установлено, что оба погибших (1944 г/р и 1973 г/р) являлись жителями г. Иркутска. По предварительным данным, самолет при посадке на воду задел крылом за дерево, разрушился, в результате чего погибло два человека, в баках находилось топливо, но пожара не было. Погибшие в авиакатастрофе доставлены в морг г. Енисейска". (Сводка Главного управления по делам ГО и ЧС).
Для участников таежной экспедиции, закончившейся трагедией, двое из которых лежат сейчас в моргах Ярцева и Енисейска, а оставшиеся в живых улетели в Москву, история почти закончилась. Для милиции, прокуратуры, летной инспекции и прочих государственных структур она, по сути, только начинается. И вопросов пока гораздо больше, чем ответов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красноярский рабочий». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции