О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мы вновь удивили мир

Одним из заметных событий на проходящем в эти дни в Фарнборо авиакосмическом салоне стала презентация российского вертолета радиолокационного дозора Ка-31

Одним из заметных событий на проходящем в эти дни в Фарнборо (Великобритания) Международном авиакосмическом салоне стала презентация российского вертолета радиолокационного дозора Ка-31, который не имеет аналогов в мире и уникален по своим эксплуатационным характеристикам. Правда, в "вертолетной теме" не обошлось и без досадных казусов. Но обо всем по порядку.

Почему Ка-31 привлек внимание специалистов? В настоящее время многие страны мира испытывают острую потребность в мобильных разведывательных средствах получения оперативной информации для военных нужд и постоянного мониторинга морских, наземных и воздушных границ. Применение дорогостоящих самолетов дальнего радиолокационного дозора и наведения крайне нерентабельно. Необходимы столь же эффективные, но более дешевые разведывательные средства. Таким требованиям полностью отвечает Ка-31.

Потенциал камовской винтокрылой машины уникален. Она способна обнаруживать надводные цели на удалении до 250 км, воздушные - до 200 км при сопровождении до 40 целей. За один час полета этот воздушный дозорный может обследовать 250.000 кв. км морской поверхности, что равняется территории размером 500x500 км. Патрулируя на удалении 100 - 150 км от прикрываемых объектов, Ка-31 позволяет увеличить рубежи обнаружения налета авиации противника до 300 - 350 км.

Столь высокие разведывательно-информационные возможности вертолета существенно скажутся на увеличении боевой эффективности корабельных и береговых средств ПВО. Помимо всего этого Ка-31 в состоянии проводить поисково-спасательные операции и управлять воздушным движением. Он может применяться днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях как с аэродромов и кораблей, так и с неподготовленных в авиационном отношении площадок.

Существенным плюсом в глазах потенциальных заказчиков станет и довольно необычная для винтокрылых машин возможность по боевому применению. Хотя современные противокорабельные ракеты морского базирования могут поражать объекты на расстоянии свыше 200 км, их возможности ограничены дальностью целеуказания корабельных РЛС. Аналогичная проблема стоит и перед береговыми системами охраны и обороны. Ка-31 успешно справляется с подобного рода задачами. Все это не могло не привлечь внимания инозаказчиков к нашей новинке. Дело, как говорится, за "малым" - контрактами на уникальную разработку российских вертолетостроителей.

Правда, в неофициальных разговорах представители российского авиапрома продолжают сетовать на отсутствие сколько-нибудь серьезных заказов на новую авиационную технику со стороны Вооруженных Сил РФ, что, естественно, серьезно затрудняет текущее финансирование деятельности предприятий и КБ, в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Поэтому вести большую часть НИОКР нашим оборонщикам приходится за свой счет в надежде, что это когда-то окупится. Вот только когда? И насколько эти вопросы будут учтены в новой государственной программе вооружения, разработка которой должна быть закончена уже в начале следующего года? Риторическими эти вопросы не назовешь.

Не обошлось на "Фарнборо-2004" и без пресловутой "ложки дегтя". Одна из крупнейших в мире авиакосмических компаний "BAE Sistems Avionics Group" (Великобритания) представила на своем стенде вертолет… Ми-24, модернизированный по собственной программе. Генеральный директор Московского вертолетного завода имени Миля Юрий Андрианов выступил с заявлением, в котором указал, что предложенный вариант английской компанией не согласован с российскими создателями этой машины. Интерфакс-АВН процитировал главу МВЗ: "Для нас это была не совсем приятная неожиданность. Мы возмущены этим вопиющим фактом".

Понять руководителя одного из ведущих предприятий авиапрома можно: "самостийная" модернизация, не согласованная с разработчиками вертолетной техники, чревата самыми серьезными последствиями. Когда же подобного рода "доработанные" машины разбиваются, "собак вешают", как правило, на российскую сторону, забывая о том, что за "усовершенствованную" таким образом технику мы ответственности не несем.

Нерешенным остается здесь и вопрос соблюдения авторских прав. И хотя это тема отдельного разговора, Юрий Андрианов отметил: "Мы считаем, что пришла пора ставить этот вопрос на высшем уровне".

Впрочем, ситуация с "российско-британским" Ми-24 получила неожиданное продолжение буквально на следующий день салона. Представитель компании "BAE Sistems Avionics Group" Патрик Браун заявил корреспонденту РИА "Новости", что в Конструкторском бюро им. Миля (не путать с Московским вертолетным заводом им. Миля. - Прим. авт.) знали о проводимой модернизации российского вертолета Ми-24. Более того, по его словам, в последние четыре года по этому вопросу велись постоянные консультации и был подписан ряд протоколов по данной теме. А вертолет приобретен в прошлом году именно с намерением модернизировать и усовершенствовать его.

Неназванный источник российской делегации на "Фарнборо-2004" подтвердил, что "Рособоронэкспортом" подписаны соглашения с французской и британской компаниями о совместных работах над вариантами модернизации вертолетов марки "Ми". Вот и выходит, правая рука не ведает, что делает левая…

Конечно же подобного рода публичные "разборки" не добавляют авторитета ни нашей стране, ни руководству российского авиапрома. Пора бы навести элементарный порядок в рядах тех, кто представляет наш флаг на мировых рынках оружия, выработать единую стратегию и придерживаться ее, действуя согласованно и решая все спорные вопросы в "семейном кругу"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка