Профиль
26 июля 2004, 12:14
"Засуха" в "Сибири"
На авиасалоне "Фарнборо-2004" АХК "Сухой" подписала предконтрактное соглашение на поставку авиакомпании "Сибирь" с 2007 года 50 региональных пассажирских самолетов RRJ-95. Сумма сделки - $1 млрд
RRJ (российский региональный самолет) разрабатывается в трех модификациях - на 60, 75 и 95 пассажиров. Дальность полета - 3,2-4,5 тыс. км, скорость - 900 км/ч. Помимо АХК "Сухой" в проекте RRJ участвуют ОКБ Ильюшина и Яковлева, корпорация Boeing, а также двигателестроительные компании - французская Snecma Moteurs и российское объединение "Сатурн". Первый RRJ должен взлететь в 2006 году, а на 2007-й намечен выход в серию.
Работы над RRJ начались полтора года назад, и с тех пор в АХК "Сухой" постоянно заявляют о получении предварительных заказов на этот самолет со стороны российских и зарубежных авиакомпаний. Всего сообщалось о 160 заявках, а до 2022 года "Сухой" намерен продать до 800 региональных самолетов, причем более 500 из них - за рубежом.
Однако соглашение с "Сибирью", по сути, стало первой более или менее серьезной заявкой на этот самолет. "Более или менее" - потому что пока подписан только предварительный договор. А "серьезной" - поскольку в течение двух месяцев "Сибирь" должна подтвердить свои намерения, заплатив залог $2,5 млн. Официальный же контракт планируется подписать через полгода.
При этом многие эксперты относятся к сделке со скепсисом, называя ее удачной PR-акцией. Ведь RRJ сейчас существует только на бумаге, и денег на его создание - а это не меньше $650 млн. - у "Сухого" нет. Государственной помощи проекту - 4 млрд. рублей в течение 10 лет - недостаточно. Остальное планируется занять на рынке, для чего кредиторы должны увидеть сначала реальный портфель заказов. Миллиардный контракт, пусть и предварительный, это как раз то, что "Сухой" может, не стесняясь, предъявить и рынку, и своим капризным западным партнерам. Например, корпорации Boeing, в задачи которой в проекте входит привлечение западных инвестиций.
Однако в "Сибири" относятся к проекту с большим оптимизмом и не исключают, что к моменту подписания договора будет принято решение приобрести дополнительно еще 10 самолетов. Судя по всему, "Сибирь" хочет максимально использовать льготы, которые "Сухой" пообещал первому покупателю. Цена RRJ-95 по каталогу составляет $26,2 млн., а исходя из суммы сделки и количества заказанных самолетов, "Сибири" каждое воздушное судно обойдется в $20 млн.
Впрочем, эксперты сомневаются, что "Сухому" удастся продать кому-либо RRJ по каталожной цене. Стоимость продукции его ближайших конкурентов на российском рынке - Ан-148 (ОКБ им. Антонова, Харьковское государственное авиапредприятие) и Ту-334 (ОАО "Туполев"), - как ожидается, составит менее $20 млн. Кстати, ОКБ им. Антонова тоже подписало на "Фарнборо-2004" предварительный договор на поставку региональных самолетов. Приобрести 12 Ан-148 за $216 млн. (то есть по $18 млн. за машину) изъявила желание лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко". Причем Ан-148, в отличие от RRJ, существует не на бумаге, а в металле, и должен подняться в небо в течение года.
С другой стороны, как с апломбом заявляют в "Сухом", RRJ в значительной степени ориентирован на западный рынок, а Ан-148 никогда не предназначался для экспорта в дальнее зарубежье. Но на западном рынке RRJ предстоит тягаться не то что с Ан-148, а с такими признанными "грандами" легкого авиастроения, как канадская компания Bombardier и бразильская Embraer. Стоимость их самолетов вполне сравнима с каталожной ценой RRJ (хотя с учетом раскрученности западных марок она должна быть выше). Так что "Сухому", видимо, придется предоставлять льготы практически всем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции