О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Исполнилось 40 лет МГА СССР

Сорок лет назад, 27 июля 1964 года указом Президиума Верховного Совета СССР на базе Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР было создано общесоюзное Министерство гражданской авиации СССР

Сорок лет назад, 27 июля 1964 года указом Президиума Верховного Совета СССР на базе Главного управления гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совете Министров СССР было создано общесоюзное Министерство гражданской авиации (МГА) СССР.

Накануне, в 1963 году, самолетами ГУ ГВФ было перевезено 32 миллиона человек, на несколько миллионов больше, чем в 2003 году. В последующие годы пассажиропоток рос невероятными, по нынешним меркам, темпами. Уже через пять лет, в 1969 году, он увеличился вдвое. Это стало возможно благодаря как относительно низким ценам на авиабилеты, так и мощному развитию маршрутной сети. Самолеты и вертолеты соединяли не только крупные города, как сейчас, но и небольшие поселки и райцентры. В отсутствие развитого автомобильного транспорта гражданская авиация делала доступным воздушные путешествия для большинства населения страны.

История МГА это и история крупнейшей авиакомпании мира - советского "Аэрофлота". В его парке находилась самая разнообразная техника: от вертолета Ми-1 и знаменитого "кукурузника" Ан-2 до гигантов того времени Ту-114 - самого скоростного турбовинтового пассажирского лайнера, и Ил-62. Позже на линии вышли сегодняшняя "рабочая лошадка" Ту-154 и первый широкофюзеляжный лайнер Ил-86. Приступил к регулярным пассажирским рейсам сверхзвуковой Ту-144. Хотя именно МГА, как главный заказчик, по сути дела отказалось от эксплуатации этого лайнера, действительно опередившего свое время.

По всей стране в 1960-80-е года строились новые аэропорты, аэровокзалы, взлетные полосы. Еще пять лет назад главные воздушные гавани страны в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Владивостоке выглядели точно также как в советское время, а порой даже и хуже. Аэропорт Сочи и многие другие, не прекратившие своей деятельности, практически не изменились до сих пор.

По заданию МГА создавались нынешние Ту-204 и Ил-96. создавался двигатель ПС-90. До сих пор не смог выйти на воздушные трассы Ту-334, также существовавший в проекте еще при СССР. Интересно, что в конце 1980-х, когда страна открывалась лицом западу, руководство нашей гражданской авиации де-факто признало, что советская авиационная техника в части комфорта и ряда других показателей отстала от остального мира. Именно этим можно объяснить принятое в 1989 году в МГА решение о начале эксплуатации в "Аэрофлоте" первого за многие десятилетия западного лайнера (после DC-3) - западноевропейского А310.

17 декабря 1991 года, спустя несколько дней после совместного заявления лидеров России, Украины и Белоруссии о прекращении существования СССР, был подписан приказ МГА "Об упразднении Министерства гражданской авиации СССР". В этот год отечественная авиация перевезла 81,5 миллиона пассажиров. Упадок был уже налицо - в 1990 году был зафиксирован максимум пассажиропотока - 137 миллионов пассажиров. Даже сегодня ни одна авиакомпания мира не может похвастать такими объемами.

На базе МГА был создан аналог - Департамент воздушного транспорта Минтранса РФ, уже со значительно урезанными полномочиями. Затем пошла чехарда - ФАС, ФСВТ, ГСГА. Сегодня в гражданской авиации проходит очередная административная реформа. А отрасль, зачастую, продолжает работать по приказам МГА СССР, некоторые из которых датированы началом 1970-х.

Сегодня гражданская авиация России снова набирает высоту. Впереди новые горизонты. Но и о славном прошлом порой тоже надо вспоминать....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка