О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сухой" пошел на гражданку

Генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян вернулся с лондонской авиационной выставки Фарнборо усталый, но довольный и тут же поспешил встретиться с журналистами, чтобы еще раз напомнить им, что дела у холдинга идут хорошо

Генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян вернулся с лондонской авиационной выставки Фарнборо усталый, но довольный и тут же поспешил встретиться с журналистами, чтобы еще раз напомнить им, что дела у холдинга идут хорошо. Правда, вдаваться в подробности относительно подписанного на выставке контракта "Сухого" на поставку авиакомпании "Сибирь" 50 самолетов RRJ г-н Погосян так и не стал, заметив лишь, что до конца этого года никаких новых контрактов на покупку этой линейки самолетов заключено не будет (исключая контракт с авиакомпанией UTair, который должен быть подписан в октябре). Впрочем, как водится, не забыл гендиректор упомянуть о том, что холдинг ведет "активную работу" по RRJ с "Аэрофлотом", "КрасЭйр", "Пулково", "Архангельскими авиалиниями" и даже надеется прельстить своим будущим товарам таких монстров, как Air France и Lufthansa. В целом же, по прогнозам Михаила Погосяна, к 2010 г. холдинг планирует довести долю гражданского строительства в общих своих объемах до 40-45%. По мнению представителей "Сухого", это поможет холдингу обрести большую устойчивость - в случае очередного кризиса на рынке гражданских перевозок в качестве страховки выступит военная составляющая и наоборот.

Обидно, но факт: в этом году российские производители на крупнейшем авиационном событии года были представлены лишь в виде макетов и информационных материалов. "Сухой", к примеру, привез лишь среднюю часть макета своего нового регионального самолета RRJ. В отличие, например, от украинцев, которые не поленились привезти свой новый винтовой Ан-140 и даже заплатили за участие в показательных полетах более 300 тыс. долл. Впрочем, с экономической точки зрения такое поведение "Сухого" вполне понятно: в компании подсчитали, что доставка самолета до Фарнборо обойдется не меньше чем в миллион долларов, а каждый день стоянки и обслуживания - в 300 тыс. долл. Кроме того, западные страны, в отличие от традиционных российских рынков Юго-Восточной Азии, покупать наши "сушки" не собираются, а доказывать миру, что российская боевая техника чего-то стоит, по словам самих представителей "Сухого", уже никому не надо. Поэтому в отношении военной техники на выставке, по словам г-на Погосяна, он лишь "углублял и расширял" свои и без того долгосрочные связи с Китаем и Индией. Правда, заинтриговал собравшихся Михаил Погосян тем, что в ближайшее время "Сухой" намерен расширить число своих заказчиков, и, как надеется генеральный директор, в этому году будет подписано два новых контракта на поставку "сушек". Имена и цифры, как водится, не разглашаются. В целом же дела по боевым самолетам у "Сухого" идут неплохо. По прогнозам г-на Погосяна, в ближайшие 5 лет компания заключит экспортные контракты на поставку в различные страны мира до 150 самолетов марки "Су" на общую сумму до 8 млрд долл. Сейчас же общее количество проданных машин этой марки превысило 160 штук, а Малайзия станет тридцатой страной, в которую будут поставлены эти самолеты.

Еще одна интересная тема, которой особое внимание на Фарнборо уделили и европейцы, и американцы, - это беспилотные летательные аппараты. Россия по этим разработкам пока существенно отстает, и, судя по туманному ответу г-на Погосяна, особых подвижек в этой области не наблюдается. "Я считаю это направление бурно развивающимся, и мы работаем над своим взглядом по этой программе", - сказал Михаил Погосян и пустился в пространные объяснения об общности подходов к созданию пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Видимо, эти объяснения должны были утешить собравшихся, напомнив им, что "если вдруг", то "мы в принципе можем". Затрагивая еще одну животрепещущую тему - создание самолетов пятого поколения, г-н Погосян отметил лишь, что "работа ведется", подчеркнув, однако, что "экспортный истребитель" Су-35 (создан на базе экспериментальных образцов Су-27М) содержит элементы машин будущего поколения.

В целом же любимая тема "Сухого" в последнее время отнюдь не его прославленная боевая авиация, а совершенно новое для него направление - гражданская техника. Михаил Погосян надеется, что холдингу удастся к 2010 г. довести долю своих гражданских заказов в общем объеме аж до 40-45%. Такой подход, по его мнению, сделает компанию более устойчивой: если вдруг не будет военных заказов, спасут гражданские. К своей новой программе по созданию российского регионального самолета "Сухой" подошел основательно: больше шума не удалось наделать даже туполевцам, когда они пытались продвинуть свой Ту-334, назвав его ни много ни мало "национальным проектом". Но у туполевцев, видимо, быстро закончились деньги, и свою массированную рекламную атаку они практически свернули. С "Сухим" дела обстоят иначе: маститый холдинг не устает рассказывать о преимуществах своего нового детища. Именно RRJ (вернее часть его макета) "Сухой" привез на Фарнборо, и именно с этой линейкой самолетов были связаны самые значительные события "Сухого" на выставке. Авиакомпания "Сибирь" подписала преддоговор (preliminary contract) на покупку 50 RRJ вместимостью до 100 мест. Общая стоимость контракта оценивается где-то в 1 млрд долл., 2,5 млрд из этой суммы в качестве залога "Сибирь" должна заплатить уже сейчас. Правда, соглашение пока лишь предварительное, официальный контракт планируется подписать только через полгода. Кроме того, "Сухому" пришлось предоставить "Сибири", как почетному первому покупателю, скидку на приобретение самолетов. "Каталожная" цена RRJ-95 составляет 26,2 млн долл., а исходя из суммы сделки и количества заказанных самолетов, получается, что каждое воздушное судно обойдется "Сибири" в 20 млн.

Кроме того, в октябре этого года "Сухой" планирует подписание соглашения на поставку 20 RRJ с авиакомпанией UTair. Еще один уже существующий контракт - с "Почтой России" (на 7 самолетов). Как пояснил Михаил Погосян, сейчас создана совместная рабочая группа из представителей почты и специалистов холдинга, которая занимается "подгонкой" самолета под требования заказчика. Правда, на этом более или менее реальные контракты по RRJ заканчиваются, и, как признал сам генеральный директор холдинга, до конца этого года новые подписываться не будут. Дальше уже начинаются разговоры об "активной работе" и интересе со стороны заказчиков. Впрочем, нельзя не признать, отмечают эксперты, что если кому и суждено сейчас создать новый успешный гражданский проект, то это будет корпорация "Сухой", потому что, похоже, у других российских претендентов на этот рынок дела обстоят, мягко говоря, плохо....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка