О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Своя рубашка ближе к телу?

8 июля многие СМИ сообщили о начавшейся забастовке летчиков в компании "Башкирские авиалинии". Чаще всего причина забастовки называлась одна: нежелание администрации подписать очередной колдоговор или ее нежелание пойти на согласование протокола разногласий с профсоюзом. Что же произошло в авиакомпании?

Восьмого июля многие средства массовой информации, иные сдержанно, иные с удовольствием и смакованием (очередной скандал-сенсация!), сообщили о начавшейся забастовке летчиков в компании "Башкирские авиалинии". Позже появились и более подробные публикации. Чаще всего причина забастовки называлась одна: нежелание администрации подписать очередной колдоговор или ее нежелание пойти на согласование протокола разногласий с профсоюзом. Потом последовала информация, что забастовка приостановлена. Что же произошло в авиакомпании? Были ли серьезные основания для крайней меры разрешения конфликта, каковой является забастовка? У разных людей на этот счет разные мнения. Член совета профсоюза летного состава авиакомпании "БАЛ" Сергей Ешоткин считает проведение акции совершенно обоснованным, поскольку администрация к моменту забастовки так и не выполнила два пункта требований, предъявленных генеральному директору компании: подписание кол-договора с требованиями, выдвинутыми от имени трудового коллектива единым представительным органом, и индексация летного часа на 20 процентов, которая не была проведена с 1 апреля для летного состава вместе с индексацией, проведенной в авиакомпании.

- Переговорный процесс по колдоговору тянется уже семь месяцев, - говорит Сергей, - а по закону он должен быть завершен за три месяца. На момент подписания колдоговора протокол разногласий состоял из 43 пунктов. 6 июля было проведено собрание трудового коллектива летного состава компании, где был зачитан этот протокол, и мы добровольно отказались от 20 пунктов. На последующих переговорах отказались еще от пяти. В процессе дальнейших переговоров генеральный директор не дал согласия на какие-то уступки.

- Но пострадали в итоге забастовки пассажиры. С вашей точки зрения, правильно было ставить под удар их интересы ради интересов части коллектива компании?

- Мы приносим свои извинения пассажирам, но хочу, чтобы и нас поняли: мы пытались семь месяцев договориться, но не были услышаны. Это была с нашей стороны вынужденная, очень выстраданная мера. Чтобы быть услышанными, мы пошли на этот шаг. Мы хотели принять такой коллективный договор, чтобы он работал и администрацией не нарушались сознательно законы...

А вот мнение другой стороны:

- Переговоры по новому колдоговору, так уж сложилось, действительно, затянулись, - говорит генеральный директор компании "БАЛ" Винер Шакиров. - Начались они в конце прошлого года. Но я попал в аварию и пролежал в больнице два с половиной месяца. В январе работа продолжилась. Был разработан проект колдоговора, в основу которого легли почти все социальные гарантии, прописанные в прежнем договоре. К сожалению, принятие договора упиралось в одно из требований нового трудового кодекса: если на предприятии два и более профсоюзов, то от работников создается единый представительный орган, с которым работодатель только и может вести переговоры. У нас действуют организации объединенного профсоюза авиационных работников (куда входят все наземные службы и бортпроводники) и профсоюза летного состава. Все уперлось в разрешение двумя профсоюзами вопроса о создании единого органа. Оно затянулось почти на три месяца. В чем вины администрации нет. И только в апреле мы смогли двинуться дальше и вести переговорный процесс. К сожалению, при этом совет профсоюза летного состава занял странную позицию, говоря о том, что якобы работодатель отказывается вести переговоры, затягивает их. Хотя я требовал только одного - вести их в правовом русле, делать все, как требует трудовой кодекс, и не более того. В апреле совет профсоюза летного состава провел несколько собраний этой части коллектива, где принимались решения: подписать колдоговор, какой предлагает летный состав, и точка. Но в законе ясно прописано: колдоговор не может быть навязан ни одной стороной, а тем более частью трудового коллектива, он принимается в процессе переговоров. В мае была предпринята попытка прямого давления на администрацию. Инициативная группа летного состава забросила письмо в госслужбу гражданской авиации России с просьбой определить им минимум работ, поскольку якобы они выходят на забастовку. Хотя собрания всего трудового коллектива, которое полномочно принять такое решение, не было. В итоге руководитель управления летных стандартов гражданской авиации России предупредил, что, если предприятие скатывается к забастовке, он не продлит лицензию нестабильной компании. После этого мы довели до конца работу над проектом договора, и согласованный вариант 1 июля подписали обе стороны. 7 июля мы собрались вместе с единым представительным органом, чтобы обсудить протокол разногласий по колдоговору. Обсуждали до вечера, договорились, что завершим обсуждение 8 июля, после обеда, подпишем протокол и дальше действуем согласно процедуре, предусмотренной законом.

Но утром восьмого числа ко мне является инициативная группа, избранная собранием летного отряда, и заявляет, что с 9.00 начинается бессрочная забастовка. При этом выдвигает требование из двух пунктов, по которым я сразу дал исчерпывающие ответы и разъяснения со ссылкой на новый трудовой кодекс. В этот день только на совете командиров экипажей летчики поняли, что делается что-то незаконное.

В тот же день проведено и заседание, на котором был подписан, как и намечалось, протокол разногласий. Но что в итоге? Было сорвано выполнение нескольких рейсов, разрушена вся недельная программа, хотя забастовка прекращена в 20.00 того же дня. Предприятию нанесен ущерб более миллиона рублей (еще не до конца подсчитанный). Имиджу предприятия нанесли трудно восполнимый урон, который выльется в немалые финансовые потери, что отразится на благополучии всего коллектива. Но главное, пострадали многие сотни пассажиров.

У Анатолия Асанова, председателя профсоюзного комитета общероссийского профсоюза авиаработников, свой взгляд на конфликт.

- Забастовка, - говорит он, - может проводиться только по решению трудового коллектива. В данном случае такого решения не было. Наш профсоюзный комитет контактировал с советом профсоюза летного состава, и мы выразили свое полное несогласие с поспешными незаконными действиями. Никаких серьезных оснований, мы полагаем, для остановки работы не было. Конечно, интересы наших профсоюзов кое в чем совпадают, и мы готовы отстаивать их законным путем, но учитывая реальные финансовые возможности предприятия.

Не могу сказать, что с нашими работодателями невозможно решить нормальным путем имеющиеся разногласия. И они решаются. А у наших коллег, представляющих летный состав, постоянное стремление пойти на конфликт, передернуть факты. Вот на радио с их подачи передается восьмого июля информация: летчики компании "БАЛ" объявили забастовку, поскольку работодатель отказался подписывать коллективный договор (такая информация прошла и в других средствах массовой информации - С. Е.). Но позвольте! Он подписан обеими сторонами еще 1 июля. Протокол разногласий подготовлен. Наш профком, большая часть коллектива компании возмущены тем, что в самый разгар массовой работы, когда можно значительно поправить финансовое состояние, предприятие взбаламучено. Инициаторы этой акции действуют по принципу: по любому вопросу у нас есть одно мнение - оно единственно правильное.

Да, у нас тоже бывают претензии к руководству, но мы решаем проблемы путем компромиссов. Кстати, у многих были опасения, что работодатель урежет социальные гарантии в связи с новым трудовым кодексом. В итоге же в подписанном договоре их пакет гораздо лучше, объемнее, чем в предыдущем колдоговоре.

Во всем надо знать меру и действовать в рамках закона. Куда дело годится: требовать от администрации решать экономические, финансово-коммерческие вопросы предприятия только при согласовании с профсоюзом или при его согласии! Например, речь идет о назначении руководителей служб, отделов. И подобных пунктов совет профсоюза летного состава выдвинул в протокол разногласий более 20. Разумеется, некоторые пункты и мы готовы поддержать, но добиваться своего нужно путем нормальных переговоров.

Взять пункт, предусматривающий согласование администрации с профсоюзом вопроса о сокращении работников. Администрация согласна его принять при соблюдении определенных условий. Можно и по другим вопросам достичь компромисса. Но любое "хочу" надо соотносить с "могу", то есть с законом. Управление предприятием должно быть в одних руках - тех, кто несет за него и коллектив полную ответственность, а не тех, кто митингует.

Словом, нужно хотеть слушать и слышать друг друга, а не сводить все к конфронтации.

А вот что говорит по поводу произошедшего Олег Щербаков, главный государственный инспектор труда по правовым вопросам Госинспекции труда Самарской области, который прибыл сюда, чтобы разобраться и проинформировать свое руководство о событиях в компании "БАЛ":

- Конфликт здесь назревал достаточно давно. Он вылился в крайнюю акцию 8 июля. То, что она проведена с нарушением закона РФ, безусловно. Но окончательную оценку этим событиям даст суд. Право профсоюзов выдвигать свои требования работодателям закреплено законом. Однако добиваться их выполнения должны также в соответствии с нормами закона.

Я не установил фактов нарушения действующего трудового законодательства со стороны работодателей. В частности, если говорить о сроках подписания колдоговора, их определяют стороны. В данном случае два профсоюза сформировали единый представительный орган, как это требует кодекс, 19 апреля, и таким образом только тогда определилась сторона работников. В мае-июне велись переговоры сторон. К 1 июля договор был подписан, правда, он еще не прошел уведомительную регистрацию. Стороны составили протокол разногласий, который является основой для спокойной дальнейшей работы, для примирительных процессов. Если стороны не договариваются, подключается служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Эта процедура хорошо прописана и всем известна. Поэтому акция отказа от работы, проходившая 8 июля, инициирована, как минимум, преждевременно. Однозначно, что действия эти идут вразрез со статьей 410 КЗоТа. Забастовка - это норма разрешения коллективного трудового спора. В данном случае такого спора нет, поскольку летный состав - это только часть коллектива. Если посмотреть структуру предприятия, то из 1100 человек работающих летный состав - 246 человек, которые (и то далеко не все) поддержали эту акцию. Простое это соотношение летающих с общей численностью и то не позволяет прибегать к подобным действиям, наносящим ущерб всему коллективу.

Как видим, сколько людей, столько и мнений по поводу одного и того же события. Не даром говорят: истина - одна, а правда у всех своя.

Каждый добивается в наши дни своих целей в силу своих возможностей и понятий о нравственности. К сожалению, в нашем обществе люди и отдельные группы все чаще стали решать свои проблемы за счет других, в ущерб ни в чем не повинным людям, даже не задумываясь о последствиях. Можно понять и даже оправдать, к примеру, забастовку шахтеров, которым месяцами не выплачивается зарплата и которым больно смотреть на своих голодных детей. Или учителей, медсестер, которые за свой тоже нелегкий труд получают не достойную зарплату, а "пособие" менее прожиточного минимума. Но невозможно ни оправдать, ни понять действия достаточно благополучных людей, имеющих приличный заработок (средний у летного состава "БАЛа" - свыше 20 тысяч рублей, не считая "приварка" в виде неплохих командировочных, бесплатного питания, форменной одежды), в результате которых выбиты из колеи сотни пассажиров, которые привели к срыву важных встреч, планов, к нервотрепке, нанесли ущерб здоровью в результате пережитых стрессов... И все это ради чьих-то амбиций, ради того, чтобы "быть услышанными", получить прибавку (около тысячи рублей). Добиваться, чтобы "администрацией не нарушались сознательно законы", действуя в свою очередь сознательно незаконными методами? Какие-то тут нелады с элементарной логикой......
Авторские права на данный материал принадлежат «Республика Башкортостан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка