О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Четвертый рейс

Лайнер, с помпой приобретенный "КрасЭйр" всего месяц назад, имеет крайне непростую судьбу

Лайнер, с помпой приобретенный "КрасЭйр" всего месяц назад, имеет крайне непростую судьбу. Красноярский "96-й" имеет бортовой номер RA-96014. Номер 12-й - это тот самый лайнер, на котором летает по стране и миру президент России Владимир Путин.

В понедельник утром с взлетно-посадочной полосы красноярского аэропорта не смог подняться в воздух самолет Ил-96-300 авиакомпании "КрасЭйр", который должен был лететь в Москву. Это тот самый новый самолет, который 24 июня с такой помпой авиакомпания получила в лизинг. Презентацию лайнера в Воронеже почтил своим присутствием сам премьер Михаил Фрадков. На церемонии говорились всякие высокие слова о не менее высокой судьбе замечательного лайнера, вспоминались и его уникальные характеристики. Просто мечта!

Самолет готовился совершить свой четвертый рейс. Предыдущие три прошли без каких-либо нарушений. Когда лайнер "Михаил Водопьянов" находился уже на взлетной полосе, экипаж заметил неполадки - несоответствие параметра давления масла во втором двигателе нормальным техническим условиям. Такая поломка не считается аварийной, утверждают специалисты, самолет вполне мог продолжить взлет. Но так как лайнер еще был на земле, командир экипажа принял решение, что безопаснее будет вернуться на место стоянки. Однако пассажиры тоже заметили, хоть они и не считаются спецами в самолетостроении, что один из двигателей повел себя странно.

"Страшно не было, но..."

Один из пассажиров злополучного рейса позже по телефону из Москвы рассказал корреспонденту "СГ":

- Самолет действительно с виду хорош, весь новенький, сияющий. Стюардессы - конфетки, в салоне очень удобно, расстояние между креслами больше, чем во всех лайнерах, в которых мне доводилось летать, включая трансокеанский "Боинг-747-400".

На взлетную полосу мы вырулили минута в минуту. Включили двигатели на полную мощность, начали разбег. Вскоре я явственно услышал, как звук одного или двух двигателей по левому борту изменил тональность и стал затухать. То, что с двигателем что-то случилось, было прекрасно слышно.

- Самолет успел как следует разогнаться?

- Да, практически до скорости отрыва. После этого пилоты начали торможение, и до конца полосы мы без проблем остановились и порулили обратно на стоянку. Как только мы остановились, я выглянул в окно. У двигателя уже стояли пилот и куча техников, что-то бурно обсуждая и жестикулируя. К моменту, когда нас выгружали из самолета, чтобы доставить в терминал, технические службы уже заправляли керосином резервный "86-й", снимали чехлы с двигателей. То есть, уже было ясно, что "Михаил Водопьянов" сегодня никуда не полетит.

- Как вы оцениваете действия авиакомпании в такой сложной ситуации?

- Надо отдать должное "КрасЭйру", все было проделано предельно четко и оперативно. В итоге мы задержались только на три часа, проведя их в прекрасно оборудованном терминале, после чего спокойно вылетели в Москву.

- Не страшновато было?

- Да нет, все в норме. Паники не было, пассажиры отнеслись ко всему произошедшему спокойно. Я, например, знаю, что машины такого класса могут прекрасно лететь и садиться на трех двигателях. Хотя, если подумать о том, что случилось, если бы мотор отказал сразу после взлета, но до набора лайнером высоты, становится страшно...

Александр Зосимов, директор по производству авиакомпании "КрасЭйр", рассказал журналистам: "Пассажиры не испытали особых неудобств. Ил-86 по комфортности не сильно уступает новому самолету, к тому же он проверен временем".

Новый Ил-96-300 некоторое время не будет совершать рейсы. Во-первых, мастерам придется выяснить причины и серьезность неполадки. Во-вторых, разбираться в том, кто виновен в поломке, будет комиссия Минтранспорта РФ, в которую также входят и представители "Пермских моторов" - завода-изготовителя двигателей для Ил-96-300. Александр Зосимов заявил: "Самолет совсем новый. При его продаже дали 100 летных часов гарантии на двигатели. Так что, скорее всего, ремонтными работами будет заниматься завод-изготовитель".

Несмотря на неприятную ситуацию, авиакомпания "КрасЭйр", как сообщили "СГ", не разочаровалась в новом самолете. Он успешно прошел испытательные полеты на заводе в Воронеже и тренировочные полеты в Красноярске. На таком лайнере, сказали, летает и президент Владимир Путин. На таком, да не на таком. Президентский самолет - это вам не пассажирский перевозчик. Так или иначе, авиакомпания не исключает возможности покупки еще нескольких самолетов Ил-96-300. По условиям соглашения с воронежцами, следующий лайнер должен быть передан "КрасЭйр" уже до конца нынешнего лета.

Наибольшее беспокойство специалистов вызывает устойчивый рост числа отказов именно установленных на Ил-96-300 двигателей ПС-90.

Однако, как стало известно "СГ", с историей счастливого обретения красноярскими авиаторами двух флагманов отечественного авиастроения до сих пор далеко не все ясно. Эти два "девяносто шестых" - как раз те лайнеры, от которых в свое время под благовидным предлогом отказался "Аэрофлот".

Но об этом чуть позже, а сначала немного о том, что такое лизинг, и с чем его едят.

Лайнеры в нагрузку

Три года назад при поддержке государства были созданы "Ильюшин Финанс Ко" и "Финансовая лизинговая компания". Авиакомпании, чьих средств на закупку новых самолетов сейчас не хватает, оформляют свои заказы через лизинговые компании, которые, в свою очередь, заказывают заводам строительство самолетов. Уже после их производства авиакомпании используют самолеты на условиях аренды, осуществляя лизинговые платежи. Так делается во всем мире, и эта схема неплохо себя зарекомендовала. Однако за последние два года ИФК и ФЛК получили из госбюджета ни много ни мало 4,4 млрд. рублей, а построить по лизинговой схеме удалось всего пять самолетов: три Ту-214, один Ту-204 и один Ил-96-300.

В 1999 году было подписано рамочное соглашение между "Аэрофлотом" и ИФК о строительстве по лизинговой схеме шести Ил-96-300 на воронежском авиазаводе. Этот контракт стал результатом достигнутой ранее договоренности между правительством и двумя крупнейшими российскими авиаперевозчиками. "Аэрофлоту" и "Трансаэро" было разрешено закупить за границей несколько новейших лайнеров по льготной ставке таможенной пошлины. Взамен авиакомпании должны были заказать российскому авиапрому несколько отечественных машин. Таким образом, эти "девяносто шестые" "Аэрофлот" получил как бы "в нагрузку" к хорошим импортным самолетам.

Сразу после подписания соглашения воронежские авиастроители приступили к производству лайнеров для компании "Аэрофлот". Окончательный контракт был подписан только 31 декабря 2003 года после личного вмешательства президента РФ Владимира Путина. Однако, по словам воронежских авиастроителей, технические требования "Аэрофлота" оказались настолько жесткими, что оказалось дешевле построить новые самолеты, чем переделывать уже практически готовые.

Но это - официальная версия. В частной беседе с корреспондентом "СГ" один из высокопоставленных работников "Аэрофлота" признался, что отказ именно от этих самолетов воронежского авиазавода был вполне осознанным шагом. По словам нашего источника, причиной послужило то, что компания не захотела покупать лайнеры, которые несколько лет простояли в полусобранном виде на территории предприятия. Оба самолета, которые сегодня получает в наследство "КрасЭйр", были заложены еще в начале-середине 90-х годов минувшего столетия, но денег на их достройку у воронежского авиапредприятия не оказалось. Работы над лайнерами возобновились только после заключения соглашения с "Аэрофлотом", то есть накануне нового тысячелетия.

В итоге было принято негласное решение любым способом отпихнуться от этих лайнеров, а юристы "Аэрофлота" получили задание облечь свой отказ в удобоваримую юридическую форму. Что с блеском и было сделано.

Движки преткновения

Надо заметить, что между руководством "Аэрофлота" и российскими авиапроизводителями уже несколько лет идет нешуточная информационная война. Последние обвиняют авиаторов в саботаже решений российских властей по мерам господдержки отечественной авиационной промышленности. По их словам, эти действия могут нанести существенный урон отрасли вплоть до ее полного уничтожения.

В свою очередь, глава "Аэрофлота" Валерий Окулов буквально завалил российских авиастроителей множеством рекламаций на новые отечественные самолеты. Под новый 2004-й год на аэрофлотовских Ил-96-300 дважды за два дня произошли отказы двигателей. В официальных письмах г-на Окулова разработчикам техники говорится, что наибольшее беспокойство совета директоров компании вызывает устойчивый рост числа отказов именно установленных на Ил-96-300 двигателей ПС-90.

Бывший генеральный конструктор "Авиадвигателя" Михаил Кузьменко (сейчас он работает генеральным конструктором НПО "Сатурн"), создававший ПС-90 в советское время, в интервью "Эксперту" рассказал, что этот двигатель прошел только 70% того пути, который должен преодолеть аналогичный агрегат на Западе, перед тем как будет начато его серийное производство. То есть сейчас Ил-96 с двигателями ПС-90 фактически проходит летные испытания с пассажирами на борту. "Аэрофлот", эксплуатирующий четыре таких самолета, вынужден ремонтировать ПС-90 и отправлять рекламации в Пермь едва ли не каждый месяц. В 2001 году проблемы, связанные с частыми отказами двигателей на Ил-96 (тогда они случались примерно два раза в неделю), стали даже предметом разбирательства на специальной комиссии Совета безопасности России.

Хмурый Абрамович и большая политика

Руководитель "КрасЭйр" Борис Абрамович оказался более сговорчивым, нежели его коллега, который по совместительству является зятем первого российского президента Бориса Ельцина. И взял лайнеры, от которых отказался "Аэрофлот", хотя, видимо, и не без "душевного скрипа". Вот как описывала "Газета.Ru" один из приездов Абрамовича в Воронеж в марте этого года:

"Печальное зрелище представляет собой недостроенный самолет. Почему-то зеленого цвета, весь опутанный лестницами предстал он перед покупателем. Самолетостроители тут же стали нервно спрашивать хмурого, как зимнее небо, Абрамовича, в какой цвет красить, но тот только махнул рукой. Корреспондент "Газеты.Ru", поглядев на эту сцену, бросился спрашивать, доволен ли Абрамович своим приобретением, но Абрамович ответил, что, конечно же, доволен. "Вы меня просто раньше не видели, у меня всегда такое выражение лица", - сказал он".

Конец цитаты.

Так или иначе, но очень похоже, что решение о приобретении двух новейших Ил-96-300 было в большей степени политическим. Об этом красноречиво свидетельствует приезд российского премьер-министра на церемонию презентации. Кроме того, не совсем понятно, зачем самолет, являющийся, по замыслу его создателей, дальнемагистральным и призванный конкурировать с иностранными трансокеанскими лайнерами, будет летать по среднемагистральному маршруту Красноярск - Москва.

В общем, вопросов остается масса. Тем временем, судя по всему, они так и останутся без ответа. А уже в конце нынешнего лета красноярский авиапарк будет встречать новенький "девяносто шестой", только что сошедший со стапеля воронежского авиазавода. Только вот, думается, фанфары при этом будут уже куда менее громкими......
Авторские права на данный материал принадлежат «Сегодняшняя газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка