О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолет Липкина был исправен

Июльская авиакатастрофа самолета "Вильга" долго будет памятна жителям Вельска. Комментарии дает главный инспектор по безопасности авиадвижения Архангельской области Александр Клевакин

Июльская авиакатастрофа, наверное, долго будет памятна жителям Вельска. Уже сейчас по городу ходит множество версий и слухов произошедшей трагедии. Чтобы развеять их или, наоборот, подтвердить, мы обратились по телефону за комментариями к главному инспектору по безопасности авиадвижения Архангельской области Александру Клевакину.

- Александр Флегонтович, что же произошло с самолетом Виктора Липкина при посадке?

- Дело в том, что Липкин учился летать на Як-18 и не имел достаточной квалификации для полетов на самолете "Вильга".

В частности, количество времени, проведенного им в воздухе, в авиации это называется общим налетом, составляет где-то около ста четырнадцати часов, и из них лишь двенадцать часов тридцать минут он пилотировал самолет "Вильга". При этом учтите, что сто четырнадцать часов - это его налет за пять лет. У нас в авиации курсанты с таким налетом самостоятельно не поднимаются в воздух!

Еще надо принять во внимание, что Як-18, на котором учился летать Липкин, и который в первую очередь осваивают летчики гражданской авиации, простой и удобный для обучения самолет. Он прощает очень много ошибок, тогда как у самолета "Вильга-35" есть особенности при посадке на искусственные полосы. Например, когда на грунт садишься, все нормально, а на бетоне самолет начинает уклоняться. Кроме того, на Як-18 тормоза воздушные, на руке, на правой ручке. Там гашеточку нажимаешь, педалями держишь направление и все. А на "Вильге" все по-другому.

Судя по следам на взлетно-посадочной полосе, когда Липкин летал самостоятельно, он постоянно почему-то отклонялся вправо, а после этого поступал, я бы сказал, не совсем корректно - уходил на второй круг.

В последнем полете с ним произошла такая же ситуация. Он начал смещаться вправо, а использовать тормоза - на самолете они раздельные - на правое и на левое колесо, такие же, как на автомобиле, он не сумел, понял, что теряет направление, и пошел на второй круг.

Ему в этом случае убрать бы просто газ, тогда самолет пробежал бы какое-то расстояние по боковой полосе безопасности, которая, конечно, не такая ровная, как взлетно-посадочная, попрыгал бы по ней, подломил бы стойку, зато остался бы жив и он, и пассажир. А он принял решение об уходе на второй круг:

- Можно ли достоверно сказать, кто управлял самолетом, кто был за его штурвалом?

- По этому вопросу, сколько мы его не обсуждали, у нас нет единого мнения. Дело в том, что самолет "Вильга" имеет сдвоенное управление. Там даже не штурвал, а ручка как у истребителя. Пилот сидит слева, и в тоже время человек справа, назовем его условно пассажир, также имеет доступ к управлению. И сказать, имел или нет отношение к управлению самолетом человек, находившийся справа, мы не можем - на самолете нет ни магнитофона, ни какого-либо другого накопителя информации. Вот в чем вся сложность.

А поскольку сказать об этом мы не можем, то делаем вывод, что управлял самолетом тот человек, который имел на это право, т.е. Виктор Липкин, а Юрий Фирсов был пассажиром.

Так, скорее всего, будет сказано и в акте. Он у нас пока еще в отработке, примерно семьдесят процентов готово, но к выводам мы еще только подходим.

- Когда Вы собираетесь обнародовать этот документ?

- Я думаю, где-то, может быть, к концу этой недели. Сейчас мы уточняем некоторые вопросы, касающиеся обучения Липкина полетам на самолете. Проверяем информацию о том, обучался ли Виктор Липкин особенностям пилотирования самолета "Вильга" и давали ли ему тренировочные полеты.

Выясняется немало интересных деталей. Оказывается, как Москва сообщила нам устно, что вообще никто не имел никакого допуска на обслуживание воздушного судна.

Также непонятно, на каком основании Липкин находился в самолете и пилотировал его. Владелец самолета утверждает, что выдавал доверенность, но мы этого документа не видели.

Кроме того, самолет был приписан к аэропорту Мячиково в Московской области, и непонятно, как он оказался в Вельске, кто его перегонял и на каком основании. Я проверил по всем имеющимся планам полетов - этот самолет вообще не планировался к перелету. Кто тогда разрешил ему перелет?

- Отрабатывали ли Вы версию, что катастрофа самолета произошла из-за того, что кто-то умышленно его повредил? Могла ли здесь быть какая-то диверсия?

- Нет, нет и еще раз нет. Никаких активных внешних воздействий на воздушное судно не было. Никаких.

Конечно, управление воздушным движением не осуществлялось, не было связи экипажа с диспетчером, но это обстоятельство к событиям не имеет абсолютно никакого отношения.

Погода была хорошая, самолет был исправен, двигатель работал в штатном режиме, управление было нормальное. Никаких внешних повреждений или разрывов проводки мы не нашли. Если бы это было, то мы обязательно бы все обнаружили, несмотря на разрушение самолета. До удара все было нормально у него, поэтому нечего даже думать об этом.

Также хочу сказать, что к событию никто из работников вельского аэропорта не имеет никакого отношения. Липкин прибыл в аэропорт самостоятельно, когда аэропорт не работал, сел в самолет и полетел, никого не предупредив. Никто ему содействия не оказывал, но и не мешал.

Конечно, административные меры воздействия к нему применялись, в частности, 12 июля его приглашали на беседу в РОВД, но, к сожалению, Виктор Васильевич никого не послушался.

- Александр Флегонтович, несмотря на катастрофу можно, наверное, с большой степенью вероятности сказать, что парк частной авиации в России и в Архангельской области будет увеличиваться. Как и на основе чего будут регулироваться такие полеты?

- Сейчас такие полеты регулируются федеральными авиационными правилами, сертификацией авиации общего назначения. Они изданы и вступают в действие с 1 января 2005 г.

И, конечно, региональное управление воздушного транспорта будет иметь к этому непосредственное отношение, потому что любое воздушное судно - это объект повышенной опасности. Представьте себе тот же самолет "Вильга" - два пилота и еще два пассажира. А если его пилотирует один человек? Тогда он в состоянии поднять в воздух пятьсот килограммов груза! Дальше фантазируйте сами, что может быть и к каким последствиям это может привести.

Поэтому я считаю, что человек, управляющий самолетом, должен быть адекватным, понимать свою меру ответственности и за себя, и за тех, кого он посадил к себе в качестве пассажиров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Пресса Архангельской области». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка