Финансовые Известия
18 августа 2004, 15:56
Авиабизнес на "левых" запчастях
Объем хождения на мировом рынке "левых" авиазапчастей, трактуемых авиационными правилами как "компоненты неустановленного происхождения", достиг 20%
Отличить "левак" от нормальной продукции довольно сложно, поскольку, как правило, такие изделия производятся на предприятиях авиапрома. В результате страдают авиаперевозчики, которые вынуждены приостанавливать эксплуатацию самолетов, на которых выявляются подделки.
Сегодня основным методом борьбы с "левыми" запчастями является обязательная сертификация каждого воздушного судна с оценкой аутентичности всех компонентов. Авиационные специалисты делят неаутентичные компоненты по происхождению на четыре группы. Первая: изделия с просроченными сроками хранения, дальнейшее использование которых санкционировано юридическими или физическими лицами, не имеющими на то соответствующих полномочий. Вторая: изделия с поддельной документацией, неучтенная продукция производителей, в том числе похищенная с предприятий или выданная в качестве компенсации задолженностей. Третья: изделия, отремонтированные организациями, не имеющими госсертификата, и реализуемые ими через посреднические структуры. Четвертая: ремонтные изделия, не имеющие достаточно четких признаков аутентичности, определение которой требует дополнительного инженерного анализа.
В большинстве эксплуатируемая в России авиатехника ремонтная, поэтому четвертая группа изделий составляет значительную часть из всех, чья аутентичность подвергается сомнению. Современные технологии ремонта и конструкция многих изделий авиатехники позволяют производить ремонт каждой детали в отдельности, а по завершении этого ремонта собрать изделие из взаимозаменяемых деталей других агрегатов. То есть собрать фактически другое изделие. При этом изначально на него будет сохранена и оформлена документация как на то изделие, которое запускалось в ремонт.
По данным Минтранса, сертифицированные ремонтные авиапредприятия выявляют до 90% неаутентичных изделий, однако полной фильтрации, особенно по изделиям второй и третьей групп, ремонтники обеспечить не могут. Одна из причин этого - отсутствие у них полного набора идентификационных признаков изделий. Такой набор имеется только у производителя, но его предоставление предприятиям, составляющим производителям конкуренцию на рынке ремонта, не входит в его интересы. "Исключительная возможность производителя не только создавать, но и полностью идентифицировать изделия является инструментом борьбы с конкурентами-ремонтниками, - говорит руководитель ассоциации "Авиаремонт" Вячеслав Тимошкин. - Если в конце 90-х - начале 2000 года эта борьба, а точнее, попытки монополизации рынка осуществлялись примитивными методами: отказами в поставках запасных частей и в техническом сопровождении ремонта и эксплуатации изделий, то теперь используются более тонкие методы".
По словам Тимошкина, производитель, часто зная о выходе с его предприятия неучтенной продукции - отдельных дефицитных деталей - и о том, кто является их конечным потребителем (как правило, это ремонтные предприятия), извещает правоохранительные органы о якобы имеющих место хищениях его продукции. Само это извещение уже говорит о том, кто произвел продукцию сомнительной аутентичности, но виновник, заявивший о хищениях, уже становится пострадавшим. Производителю возвращается его "левая" продукция, которая после легализации может быть реализована повторно. Представители авиапрома уверяют, что ситуация с производством "левой" продукции на их предприятиях является их бедой, а не формой борьбы с конкурентами-ремонтниками или методом незаконной наживы. Но остановить поток неучтенной продукции пока сложно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции