Гудок
18 августа 2004, 16:33
Праздник авиаторов
В конце прошлой недели и подмосковном Жуковском не было человека, который не смотрел бы на небо. На территории ЛИИ им Громова проходил Международный фестиваль пилотажных групп
Подобный праздник в России проходит впервые. В августе 1933 года был учрежден День Воздушного флота, и в его честь в Москве провели первое аэрошоу. Через два года его повторили. Так началась история знаменитых авиационных парадов в Тушине.
После начала "холодной войны" праздник в Тушине стал единственной отдушиной для любителей авиации. Однако у него был существенный минус - ни о каких наземных экспозициях, где технику можно было бы "пощупать", не было и речи. Между тем за рубежом авиационные выставки переживали небывалый подъем, становились предметом национальной гордости.
Организацией авиационных салонов в Жуковском занялись в 1986 году. Именно тогда здесь провели первую выставку новинок авиапрома. В 1992-м состоялось "Мосаэрошоу" с участием зарубежных компаний. После этого многие заговорили о возрождении международных авиасалонов в России. Именно о возрождении, ведь первая подобная выставка была проведена у нас еще в 1911 году в Санкт-Петербурге. Потом пришли знаменитые МАКСы. Однако у них тоже было свое "но": полеты были на них лишь дополнением к наземной программе.
В этом году у пилотов появился свой праздник, на который они могут пригласить коллег из-за рубежа. То, что это произошло именно в 2004-м, символично. В этом году отмечается столетие со дня рождения Валерия Чкалова - летчика, прославившегося на весь мир, нашей национальной гордости. Именно о гордости за страну, давшую такого пилота, сказал на открытии вице-мэр Москвы Валерий Шанцев.
- Я счастлив, что сегодня мы вспоминаем и чествуем Валерия Чкалова, человека-легенду. В свое время отец назвал меня в его честь, и хотя я не стал авиатором, всегда буду помогать проведению летных фестивалей.
В рамках фестиваля были развернуты выставки, рассказывающие о развитии авиационной промышленности в стране и в столичном регионе, состоялось несколько научно-технических семинаров. Однако главными были все же не они, а полеты. Причем разные: и виртуальные, и наяву.
"...Смотри, с хвоста заходит...", "За землей следи, дурень, собьют ведь...", "Не зевай, жми на гашетку! .." Это не записи переговоров летчика и "земли". Такие комментарии можно было слышать во время проведения открытого Кубка Валерия Чкалова по авиационным симуляторам.
Небольшое шале, в нем десяток компьютеров, за которыми сидят мальчишки. На экранах мониторов -кабины истребителей, за стеклами которых - земля, небо и вражеские самолеты. Пути в авиацию неисповедимы, и кто знает, может быть, через несколько лет кто-нибудь из этих "компьютерных асов" сядет за штурвал настоящего самолета. А надежда такая есть: многие мальчишки после своих виртуальных полетов шли смотреть на полеты настоящие.
Почетное право парадного вылета было предоставлено пилоту Александру Павлову. Его МиГ-25, обгоняя звук, пронесся над аэродромом и открыл фестиваль. Затем парашютисты ЛИИ имени М.М. Громова пронесли в небе над Жуковским флаги России, ВВС и своего института.
Летчики старшего поколения когда-то не могли даже представить, что станут свидетелями полета в российском небе знаменитого "Миража". И вот над небом Жуковского капитан ВВС Франции Яник Валей, чей пилотажный стаж насчитывает три с половиной тысячи часов, демонстрирует российским зрителям возможности этой машины и свое искусство. Самолет, находящийся на вооружении ВВС Франции, во время демонстрационного полета менял скорость от 180 до 900 километров в час. Пилот при этом испытывал невероятные перегрузки.
313-й пилотажной эскадрилье ВВС Италии "Фречче Триколори" определенно не везло во время нынешнего визита на фестиваль. Прошедший накануне грозовой фронт едва не сорвал последние тренировочные полеты "Трехцветных стрел". Лишь к вечеру небо прояснилось, и десять самолетов MB339CD взмыли ввысь. Показательный пилотаж они всегда выполняют в составе из девятки самолетов, десятый - солист. Он иногда подходит в полете к строю, но в основном занимает внимание публики, когда основная группа выходит из виду при перестроениях. Пилотажный комплекс состоит из 18 фигур, среди которых уникальный элемент "Аризона" - солист выполняет "колокол" над распускающейся группой.
Под шестым номером среди итальянских асов на нынешнем фестивале выступал почетный президент МАКСа Герой России Магомед Толбоев. У него была достаточно выигрышная позиция - он находился в самом центре группы. Но в плотном кольце коллег ему было важно соблюдать точность и плавность движений. На состоявшейся позже пресс-конференции Магомед Толбоев признался, что ему легко находить взаимопонимание с итальянскими летчиками благодаря такому же, как у них, южному темпераменту.
Похоже, именно страстность итальянской натуры -причина того, что основным моментом при поступлении в эскадрилью "трехцветных" является длительное тестирование на совместимость. Как сообщил журналистам Андрэ Сайя, их пресс-атташе, можно быть трижды высококлассным пилотом, но единство в группе - самое главное.
Уже не первый год российские журналисты мечтают вот так же накоротке пообщаться со своими соотечественниками - знаменитыми "Стрижами" и "Русскими Витязями". Но их МиГи и Су взлетают в небо с аэродрома в Кубинке и, продемонстрировав свое высокое пилотажное искусство, возвращаются обратно. Организаторы авиасалона ведут с ними переговоры, и, быть может, в будущем легенды российского высшего пилотажа, к всеобщей радости, приземлятся в Жуковском.
К моменту выступления "Фречче Триколори" в первый день праздника вновь появились грозовые тучи. Но это не испугало "трехцветных", и они блестяще выполнили свою программу, которая смотрелась даже эффектнее на фоне потемневшего неба. Зарядивший сразу после этого дождь заставил многих зрителей укрыться в шале. Но и здесь им не пришлось скучать. Их вниманию были представлены выставки авиамоделей и более 6000 значков и знаков, посвященных авиации и космонавтике.
Спортсмены Независимой ассоциации радиоуправляемых видов спорта во время праздника провели Малый пилотажный фестиваль моделей летательных аппаратов. Достоверность этих полетов была такова, что издалека трудно было определить: находится ли в воздухе модель или это взлетает очередной участник "взрослого" шоу.
Гости фестиваля получили уникальную возможность рассмотреть вблизи и посидеть в кабинах самолетов Су-30МКИ, двухместного многофункционального истребителя, экспортируемого в Индию, спортивного Су-29. Среди покупателей этой популярной машины - США, страны Западной Европы, Австралия, ЮАР. Легкий многоцелевой самолет для перевозки четырех пассажиров, для патрулирования автодорог, нефтепроводов, лесов Ил-103, амфибия Бе-200 для борьбы с лесными пожарами, Ту-204-300, самый молодой представитель этого семейства лайнеров - вот далеко не полный перечень образцов статической экспозиции праздника.
Вновь установившаяся погода позволила продолжить летную программу фестиваля. Долгожданные "Стрижи" и "Русские Витязи" на этот раз выступали единой командой: четыре МиГ-29М и пять Су-27УБ выполнили уникальный пилотажный комплекс, где маленькие маневренные МиГи словно порхали между мощными Су. Авиационная группа высшего пилотажа "Стрижи" входит в состав 237-го Центра показа авиационной техники. Их динамичный групповой и индивидуальный пилотаж получил высокую оценку во многих странах мира. Программа "Стрижей" обычно насыщена огромным количеством фигур и перестроений. Причем все перестроения выполняются на глазах у зрителей, они как бы вплетены в общую картину. А уникальность "Русских Витязей" состоит в том, что это единственная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях.
Фестиваль был организован блестяще. Единственная "недоработка" - с погодой: в субботу снова зарядил дождь, и полеты были отменены. Однако организаторы сделали красивый жест, разрешив использовать билеты нынешнего представления на МАКСе-2005. Так что встречаемся через год в те же дни на том же месте.
А в это время в подмосковном Монине прошла международная военно-историческая выставка "Асы Второй мировой войны". На ней демонстрировались раритетные самолеты из авиационных музеев России, Англии, Франции, Германии и США. В экспозиции были представлены автобиографии, документы, личные вещи, награды и фотографии летчиков-асов, проявивших высокое профессиональное мастерство и героизм в годы войны. Особое внимание посетителей привлек раздел, посвященный Александру Покрышкину. Он совершил 650 боевых вылетов и в 156 воздушных боях лично сбил 59 самолетов противника.
С особым интересом посетители осмотрели инсценированный полевой аэродром ВВС РККА. Здесь были представлены оборонительные сооружения, блиндажи, палатки, а также самолеты из экспозиции музея ВВС "Монино": Ил-2, Ту-2, По-2, Ла-7, Як-11 и другие. Они стояли в боевых порядках, которые занимали в 40-х годах. Около каждой машины летчики-ветераны рассказывали о воздушных сражениях той кровопролитной войны.
Отдельные эпизоды воздушных боев были показаны в специальных программах "Отражение атаки противника на боевые позиции аэродрома" и "Налет на позицию аэродрома". В них участвовали "летающие легенды": По-2, И-16, Ли-2, Як-3, Як-11, Ла-5, Aero Cobra P-39, Mustang P-51, А-26В Invader, AT-6G Texan, Harvard Super Six, Boeing Stearman, Storch, Junkers-87. Иностранные летчики, ветераны и авиаторы Калужского авиационного училища РОСТО показали воздушные бои со сложным пилотажем.
Динамичная, захватывающая программа авиашоу была построена на контрастах полетов раритетных и современных российских боевых самолетов. Мощь нашей авиации блестяще продемонстрировали пилотажные группы "Стрижи", "Русь", "Русские Витязи". Затаив дыхание зрители наблюдали, как исполняли они знаменитые фигуры высшего пилотажа -"колокол" и "кобру Пугачева".
Аэродром Монино стал местом проведения праздника не случайно. У него богатые военные традиции. Например, в 1941 году именно отсюда взлетели советские самолеты бомбить Берлин. Планируется, что начиная с этого года Монинский авиагарнизон станет центральным местом проведения праздника ВВС и Дня Воздушного флота, который прежде проходил на Тушинском аэродроме....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции