Профиль
23 августа 2004, 17:27
Истина в винте
Воздушный извозчик, монтажник-высотник, спасатель - это все летчик-испытатель I класса Вадим Базыкин на вертолете Ми-8
Пока Базыкин сетовал на дороговизну вертолетов для населения, помог случай. Не то чтобы счастливый - наоборот: по принципу "не было счастья, да несчастье помогло". Точнее, "сам сломаю - сам и починю". Короче, случилась авария. "Мы замеряли с борта уровень радиации в разных городах, - рассказывает Вадим. - И однажды прямо над Мытищами у нас отказали оба двигателя. Пришлось сажать вертолет на Олимпийское шоссе, но в момент посадки светофор показал зеленый, все машины поехали и пришлось резко заезжать на парапет. Никто, слава Богу, не пострадал, но у вертолета отбились стойки. Мы его выкупили по остаточной стоимости. Отремонтировали и стали брать частные заказы".
Совсем хорошо развернулись, когда появилась компания "Спарк+", где Базыкин стал генеральным директором. Он, правда, не создавал фирму самостоятельно, с нуля. Это сделала Санкт-Петербургская авиаремонтная компания ("Спарк"): в 1998-м возглавляющий компанию Юрий Морозов позвал на новое дело хорошо знакомого и известного летчика, освоившего к тому же азы капиталистического труда. "Спарк" предоставил "дочке" в аренду вертолеты и техническую базу для ремонта. А с заказами у Базыкина как раз все было в порядке. Между прочим, он еще дружил и с питерской властью, как бы она ни менялась. При этом - никакой политики, чистый бизнес.
Мэрское такси
Первым большим другом Базыкина был петербургский мэр Анатолий Собчак. Правда, будем откровенны, тут как раз не обошлось без политики, которая походя задела Базыкина и чуть было не поставила точку в его карьере. Во время путча Собчак договорился с "Балтийскими авиалиниями", где тогда трудился Базыкин, поснимать передвижение войск ВДВ. Все тогда с минуты на минуту ждали знаменитую Псковскую воздушно-десантную дивизию, которая вроде бы двинулась на Питер сокрушать демократию. "Балтийские авиалинии" единственные согласились дать вертолет Собчаку. Десантники не то не дошли, не то и не собирались, но навстречу вертолету вылетел истребитель. Кто скомандовал поднять в воздух боевую машину - неизвестно. Какой был приказ у летчика - никто не знает. Вряд ли открыть огонь на поражение и уничтожить. Но, в любом случае, ощущать себя в прицеле истребителя было как-то неуютно. Как Базыкин ушел - особая история, его ноу-хау, и об этом чуть позже. А вот от ареста (КГБ, понятное дело, не дремал) членов экипажа спас мэр тогда еще Ленинграда. В общем, Собчак смелого пилота оценил и только с ним и летал. "Зря ты ничего не просишь, - наставлял мэр. - Без обид, но пойми: для нас вы все - таксисты. Ты часто про таксистов помнишь?" Ничего себе шуточки у власть предержащих! Базыкин, впрочем, действительно не обиделся, но заодно решил раз и навсегда: ничего не просить без крайней нужды. И правильно. Его и так зовут и неплохие деньги платят. За классную-то работу.
Вот, например, полеты на Валаам Базыкин просто узурпировал. У рейса Валаам-Петербург нет расписания, но летает Вадим часто. Туристы - те предпочитают живописное путешествие по воде, по Ладоге. А вечно спешащие (вертолетом до Валаамского монастыря один час лета) бизнесмены и VIP"ы - исключительно на попечении Базыкина. Для самого монастыря, представителей Патриархии и вообще, если церковь попросит, небесные услуги могут быть и бесплатными. Но это будни. Другое дело - арктические экспедиции, полеты над Африкой или ювелирные монтажные работы с воздуха.
Вертолет для ангела
Машина зависла на высоте 200 метров, под ее брюхом раскачивается сияющий после реставрации золоченый крест. Сейчас его установят на законное место - купол Смольного собора. Бортмеханик Олег Гранкин отлично видит гнездо, куда крест нужно поставить, а перед глазами Базыкина - только небо. Вадим внимательно слушает указания бортмеханика. "Полтора метра вправо". Вертолет мягко уходит в сторону. "Еще чуть-чуть". Пилот чуть сдвигает машину и сразу попадает в "гнездо".
- У вас такой глаз-алмаз, что ли?! - удивляюсь я.
- Это вряд ли, - признается Вадим. - Разве я могу на такой высоте сантиметры мерить? Просто Олег, когда говорит "чуть-чуть", точно знает, на сколько я уведу вертолет. За много лет мы уж так притерлись...
А петропавловского ангела (вес - 500 кг, высота с крестом - 3,2 метра) поднимали и собирали по частям. Несколько дней. Даже для этих виртуозов с опытом тяжелая была работа, но красивая и богоугодная. Правда, и высокооплачиваемая. Но, в принципе, Базыкин страшно не любит людей, у которых в каждом глазу по доллару. Летчик должен побеждать и спасать.
По заказу МЧС "Спарк+" тушит лесные пожары и снимает с оторвавшихся в Финском заливе льдин безбашенных рыбаков. Но вот войти в состав МЧС и получать стабильные деньги, как считают все спарковцы, - слишком скучно. Зарплаты в городе приличные, но по-настоящему большие они в Арктике и Антарктике. И опять-таки "на полюсах" действительно интересно. То продовольствие полярникам надо сбросить, то с дрейфующей льдины их самих снять, а вокруг, как по заказу, пурга. Арктический регион летчики освоили так хорошо, что планируют открыть туристические полеты на Шпицберген, а если получится, то и еще севернее. Конкуренции нет: для новичков Север недосягаем.
Воздушный извозчик
Справедливости ради надо сказать, что конкуренции нет и в городе. Сегодня в петербургское небо поднимаются вертолеты только трех частных компаний: "Спарка+", "Балтийских авиалиний" и "Роснефтьбалтики". Летчики говорят, что места хватит еще стольким же фирмам. Но не тут-то было...
"Оборот капитала в авиации всегда был высоким, суммы крутятся астрономические, а итоговая прибыль получается довольно скромной, - рассказывает Вадим. - Вертолет требует затрат на стоянки, взлетные площадки, регулярный тщательный ремонт, на керосин, в конце концов. Чтобы подняться в воздух, нужно иметь сразу несколько страховок: вертолета, экипажа, пассажиров, ответственность перед "третьими лицами" (на которых может упасть весь вертолет или его деталь). Еще есть список "одиннадцати обязательных должностей", которые должны быть в авиакомпании независимо от того, сколько у нее машин. А фирма, в которой меньше четырех машин, попросту убыточна. У нас сегодня 11 вертолетов и 70 сотрудников". Себестоимость каждого часового полета подбирается к $1000, а арендовать вертолет в "Спарке+" стоит $1200 за час - не такая уж большая накрутка.
Последняя "идефикс" Базыкина выдает в нем глубоко законспирированного мечтателя-романтика: он мечтает о воздушных транспортных развязках в городе и ведет об этом томительные переговоры с питерской администрацией. Оно, конечно, когда-нибудь и произойдет, бизнесмен от вертолетного дела уверен, что лет за десять необходимость в пассажирских перелетах в мегаполисе станет так велика, что какой-нибудь проект запустят. Тогда появится много фирм, много работы и, кстати, упадут цены на "билеты". В Петербурге уже есть вертолетные площадки, которые позволяют проложить маршруты с севера на юг: Пулково, Смольный, Петропавловская крепость, Елагин остров (ЦПКиО) и другие - всего семь. Осталось сделать несколько узловых точек по городу - в шахматном порядке - и обязательно установить вертолетные площадки на крышах больниц.
Краткий курс по борьбе с истребителями
Да, и напоследок: что делать, если на ваш вертолет идет истребитель? Теперь молодых пилотов учат этому "по Базыкину". Нужно пойти наперекор инстинкту и вообще человеческой природе. Страшно, но уворачиваться не надо ни в коем случае. Наоборот, нужно развить максимальную скорость, до 250 км/час. Истребитель выцеливает вас на своей малой скорости - это примерно 700 км/час. И из-за разницы скоростей вы успеете проскочить, как Базыкин тогда, в небе над Псковщиной. Четыре захода сделал военный ас - и не "поймал". Но истребители - это, не приведи Господи, форс-мажор. А вот падают вертолеты, увы, часто. У них нет даже минимальных свойств планера, как у самолета с отказавшими двигателями. Правда, есть еще один известный рецепт - посадка на авторотации, когда опять все делается наоборот. Машину нужно резко направить вниз, правильно (здесь должна прийти на помощь интуиция) выбрав угол атаки, и поставить его, как говорят летчики, "веслом". Воздушные потоки немного, но раскрутят винт, и падать вы будете уже на воздушной подушке. Если же у вас 23 года летного стажа и 8000 часов налета - это даже нетрудно. Но, как легко догадаться, в первый раз Базыкин падал, будучи не таким опытным летчиком. А всего он падал 18 раз. Один раз только немного повредил вертолет, а так - ничего....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции