Утро.Ру
1 сентября 2004, 05:25
Массовый передел мирового авиарынка не за горами
По подсчетам специалистов IATA, начиная с 2001 г. авиаперевозчики всех стран понесли убытки в размере $30 миллиардов
По подсчетам специалистов Международной ассоциации авиатранспорта (IATA), начиная с 2001 г. авиаперевозчики всех стран и народов понесли убытки в размере $30 миллиардов. Для того чтобы их бизнес опять начал приносить прибыль, цена сырой нефти марки Brent в Европе (она там всегда немного ниже, чем в США), должна составлять не более $33 за баррель. Однако теперь о таком можно только мечтать, точнее ностальгически вспоминать. Согласно большинству оценок, в 2004 г. средняя цена на Brent составит $39 за баррель, и, по самым мрачным подсчетам европейских авиаторов, цена на авиационное топливо в этом году будет в среднем на 48% выше, чем в прошлом. Так что если в начале текущего года многие компании рассчитывали получить хоть какую-нибудь прибыль, то теперь все подсчитывают убытки: в сумме они могут достигнуть $10 миллиардов. Впрочем, нефтяной рынок грозит преподнести авиаторам и более неприятные сюрпризы: в Нью-Йорке недавно поставлен очередной рекорд: $47,27 за баррель. Поговаривают уже о возможности повышения цен до $50, и никто не прогнозирует снижения в обозримом будущем.
Хуже всего приходится авиаперевозчикам из Латинской Америки, где цены на нефть традиционно самые высокие. А вот европейским и азиатским авиакомпаниям должно быть несколько легче: ведь они были реструктурированы еще в 90-х, да и высокий курс национальных валют и евро по отношению к доллару делает для них нефть чуточку дешевле. Впрочем, как показывает практика, это слабое утешение.
В Европе в самом бедственном положении оказались "дешевые" авиакомпании, которые специализировались на массовых и недорогих рейсах. В последнее время они все чаще вынуждены повышать цену билетов, теряя свое основное конкурентное преимущество. Эксперты предсказывают скорое банкротство большинства подобных компаний. "Зимой начнется массовый передел рынка, - заявляет Ральф Теккенттруп, член правления компании Condor, ответственный за оптимизацию летнего расписания. - Многие из тех 60 авиакомпаний, которые сегодня специализируются на дешевых перевозках, могут попросту исчезнуть с рынка". Впрочем, и более дорогие авиаперевозчики отнюдь не застрахованы от неприятностей, связанных с подорожанием топлива.
Заоблачная цена на нефть отнюдь не единственная головная боль авиаторов. Не самые радужные перспективы сулит им динамика мировой экономики. Эксперты прогнозируют замедление ее роста (опять же, из-за высоких цен на нефть), которое повлечет уменьшение деловой и "полетной" активности людей. Логика проста: меньше деловых контактов - меньше командировок, меньше доходов - меньше путешествий. Итог один - уменьшение спроса на услуги авиаперевозчиков. Разумеется, при этом никто не отменял угрозы новых террористических атак. Ведь теперь даже намека на взрыв достаточно, чтобы нарушить нормальную жизнь гражданской авиации - это хорошо уразумели террористы, рассылая в американские аэропорты свои черные метки.
Что же остается делать несчастным авиаперевозчикам? Как не перекладывать бремя увеличивающихся расходов на не менее несчастных пассажиров? Пока речь идет о ценовой надбавке в $10-15 за рейс, но то ли еще будет! Кстати, эти меры уже не спасают от роста расходов. Так, эксперты British Airways подсчитали, что от повышения цен на билеты компания получит дополнительно порядка $127 млн в год, в то время как расходы на топливо за тот же период возрастут на $410 миллионов. Кому-то повезло, и он путем хеджирования застолбил себе на некоторое время дешевое топливо. В числе немногих счастливчиков - Southwest Airlines, которая обеспечила 80% всего необходимого компании топлива на 2005 г. по цене $24-25 за баррель. Но сейчас хеджироваться уже поздно: по словам Пола Стеббиса, главного исполнительного директора World Fuel Services Corp., это "равнозначно покупке страховки после автомобильной аварии". Остается только переходить на новые, более экономичные модели авиалайнеров, но это процесс долгий и затратный.
На этом мрачном фоне жизнь российских авиаторов кажется просто малиной. Так, в начале лета на годовом собрании акционеры ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" утвердили бухгалтерский баланс авиакомпании, согласно которому ее чистая прибыль за 2003 г. в долларовом исчислении достигла $127 млн 745 тыс., увеличившись по сравнению с 2002 г. на 26,1%. Прибыль, кстати, оказалась даже на 11,2% больше, чем было запланировано ($114 млн 855 тысяч). Из комментариев по этому поводу заместителя гендиректора "Аэрофлота" по финансам и планированию Михаила Полубояринова следует, что итоги года могли быть еще лучше, если бы не война в Ираке и атипичная пневмония в Азии. Что же касается роста цен на горюче-смазочные материалы, то для "Аэрофлота" он составил 9% за год и был далеко не главным фактором увеличения расходов. Для российских авиакомпаний гораздо более чувствительным является рост стоимости технического обслуживания стареющих российский авиалайнеров, а также обучение летного персонала хорошим манерам.
Впрочем, у наших авиаторов немало проблем и помимо цен на нефть. Об этом говорит уже тот факт, что за последние три года число авиакомпаний в России сократилось в полтора раза - с 328 до 199. Произошло это из-за ужесточения требований по сертификации и лицензированию....
Авторские права на данный материал принадлежат «Утро.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции