Деловой вторник
10 сентября 2004, 22:07
В России остались летающие самолеты времен Великой Отечественной
На прошедшей военно-исторической выставке "Асы II Мировой Войны" летали практически только раритетные самолеты, принадлежащие коллекционерам из Западной Европы
По сведениям, полученным в Федерации легкой авиации (ФЛА), за день-два до начала мероприятия полеты отечественных самолетов времен Великой Отечественной были запрещены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александром Нерадько. Поэтому неудивительно, что "летающей звездой" стал американский бомбардировщик В-25 "Митчелл", отполированная алюминиевая обшивка которого блестела на солнце. Вторым пилотом на В-25 был генерал-полковник Василий Решетнев, летавший на этом бомбардировщике в годы войны (самолеты поставлялись в СССР по ленд-лизу). "Тряхнув стариной" генерал увел боевую машину сразу далеко от аэродрома и она в течение всего полета только пару раз пролетала над зрителями. И даже Як-11, который пилотировал бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Дейнекин, принадлежит коллекционеру из Чехии.
Сама же выставка явилась практически генеральной репетицией к подобному мероприятию будущего года, когда по всему миру будут проводиться торжества по случаю 60-летия Победы. Руководство ВВС обещает тогда показать в воздухе и советские истребители времен Великой Отечественной, которые вместе с бомбардировщиками и Ту-2 и Пе-2 в этот раз разместились на полевом аэродроме.
Но ведь есть у нас летающие "ретросамолеты". Так истребитель И-15бис летал на МАКС-2003, правда тогда г-н Нерадько занимал другой пост. И своим приказом он практически указал умельцам, восстанавливающих извлеченные из лесов и болот самолеты - ребята, продолжайте продавать их на Запад, в небе Отечества им делать нечего.
Действительно, работающая в Новосибирске "Авиареставрация" восстановила по новозеландской технологии несколько И-16 и бипланов И-153 "Чайка". Практически все они теперь находятся "за бугром" и выступают в тамошних авиашоу. Последнее проведено 10-11 июля этого года в английском городе Дюксфорд, в котором "Чайка" и приняла участие.
Остановить уничтожение советских боевых самолетов, в том числе послевоенных реактивных надо приостановить, хотя это вряд ли удастся. В лихолетье 90-х их снимали с многочисленных постаментов перед школами, в парках культуры, резали и несли во Вторцветмет.
А найти, отреставрировать и довести самолет до летного состояния - дело чрезвычайно дорогостоящее. Например, немецкие боевые самолеты в таком состоянии стоят по несколько миллионов долларов. К этому прибавьте эксплуатационные расходы. Чтобы все затраты окупить, надо постоянно участвовать за деньги в различных показательных выступлениях , а также за деньги показывать свои коллекции туристам. Так каждый иностранный пилот за участие в "Асах II Мировой Войны" получил по 7 тысяч евро. Плюс к этому большая страховка, из-за которой немецкие владелец "Мессершмит-109" отказался прилететь в Монино.
Модным в мире стало и создание точных копий боевых машин, так называемых "реплик". Они стоят немногим дешевле восстановленных - по несколько сот тысяч долларов. И этим делом серьезно занялся пока только Оренбургский машиностроительный завод "Стрела".
Оставшееся почти без заказов, это авиационное предприятие воссоздало уже более двух десятков ретро-самолетов, которыми пополнились зарубежные музеи и частные коллекции. Последний заказ - пять истребителей "Як" образца 1942 года.
Особая гордость заводчан - две летающие модели японского истребителя "Зеро", изготовленные для участия в съемках голливудского "Перл-Харбор". Хотя заказ на "Зеро" был не из легких. Для изготовления копии американцы привезли в Оренбург обломки самолета, поднятые со дна Тихого океана. Изучив их, конструкторы завода сделали чертежи.
А вот опытные заводы авиационных КБ Ильюшины, Микояна стонут от отсутствия заказов. Но ведь сохранились чертежи Ил-2, МиГ-3 и других боевых машин военного лихолетья. Заказы, как показывает опыт "Стрелы", обеспечены на многие годы вперед.
То есть отношение к ретросамолетам надо изменить - это серьезный, дорогостоящий и хорошо организованный бизнес.
Чем дальше уходят от нас годы войны, тем меньше молодое поколение знает о ней. И это естественно. Чтобы "не разорвалась связь времен" в странах-победителях во всех парадах, авиашоу всегда участвуют самолеты, участвовавшие в боевых действиях 1940-1945 годов. В России же впервые после войны было проведено подобное мероприятие и отдадим должное организаторам его. Сложностей было достаточно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Деловой вторник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции