АвиаПорт.Ru
13 сентября 2004, 12:15
Безопасность полета вертолетов
Анализ статистики аварийности показывает, что гражданские вертолеты в США используются широко и интенсивно. В то же время уровень безопасности полетов не достаточно высокий
Что касается самих данных по безопасности полетов, американцы систематизировали их по годам в обычной последовательности: налет; количество авиационных происшествий (АП); тяжесть происшествий по погибшим и раненным и по поврежденным ЛА; этапы полета; выполняемые задачи; причины происшествия и условия полета. Все как обычно.
Итак, о чем можно узнать присмотревшись к статистическим данным, приведенным за последние 8 лет, начиная с 1996 по 2003 год включительно.
Налет
Налет гражданских вертолетов, зарегистрированных в США, за рассматриваемый период колебался в районе 2 млн. часов, низшая точка 2,084 млн. часов (1997 г.), высшая - 2,74 млн. часов (1999 г.). После событий 11 сентября наметилась незначительная тенденция снижения, которая стабилизировалась на отметке 2,13 млн. часов.
2 млн. часов за год - это много или мало? На 1 минуту приходится около 230 минут налета, это значит, что одновременно в воздухе находятся 230 машин! Если принять парк американских вертолетов за 10000 бортов, то оказывается, что каждый из них должен летать по 200 часов в год. Согласитесь, это внушительные цифры.
Аварийность
При таком достаточно большом налете средний уровень аварийности (его принято оценивать числом АП на 10000 часов налета) колеблется в районе 8 АП на 10000 часов, по сравнению с регулярными пассажирскими линиями это достаточно высокая аварийность. Несмотря на наличие объективных причин, аварийность вертолетов США, на мой взгляд, высокая, более того в последние два года она приобрела тенденцию роста и достигла максимальной отметки в 2003 году 9,91 АП на 10000. Далее все цифры будут приведены к 10000 часам налета.
Катастрофы
Относительное количество катастроф изменяется в диапазоне 1,13 до 1,5, однако в 2003 году также подросло до рекордной отметки 1,74. Таким образом, доля катастроф в общей аварийности вертолетов составляет от 12,7 до 18%, т.е. каждое 6…7 АП заканчивается катастрофой. Американцам есть над чем задуматься.
Последствия
Пострадавшие. На 1 катастрофу в рассматриваемый период приходится чуть менее 2 погибших (максимальное значение 1,94). Интересно соотношение погибших к количеству находившихся на борту, но получивших ранения: оно колеблется от 1:4,3 до 1:9. Доля вообще непострадавших за весь период более 80%, а в 2002 году превысила 90%, что свидетельствует о высокой защищенности экипажа и пассажиров.
Повреждения АТ. Процент вертолетов, не подлежащих восстановлению, изменяется в достаточно широких пределах от 14,1 до 30,7%. Необходимо отметить, что, не смотря на некоторое увеличение аварийности в последние годы, напротив процент не подлежащих восстановлению несколько сократился и оставался на уровне 20%, что можно объяснить появлением в эксплуатации новых летательных аппаратов, в которых реализованы новые конструкторские решения и использованы новые перспективные материалы. Всего же ежегодно в авиационные происшествия попадает около 200 американских гражданских вертолетов.
Этапы полета
Для летного и руководящего состава интересно процентное распределение АП по этапам полета.
- Взлет 7,6 - 16,1%
- Крейсерский полет 13,7 - 21%
- Маневрирование 17,6 - 24,2%, выпадает лишь 2001 год - 13%. Тем не менее, на этом этапе число АП устойчиво превышает 20%, т.е. каждое 5 АП происходит на этапе маневрирования. Здесь тоже есть над чем подумать
- Висение, если отбросить крайнюю точку 3,41% (2002 год), то этот этап традиционно остается достаточно аварийным 8 - 15,9%, как на взлете.
- Авторотация 9 - 12,6%, аналогичный висению уровень, лишь меньший разброс свидетельствует, что не случайно почти каждое 10 АП происходит на авторотации.
Выполняемые задачи
С точки зрения использования вертолетов наиболее опасными являются:
- бесспорный "лидер" - частные перевозки 21,2%, в отдельные годы на частника приходится до 24,4% (а это почти четверть случаев)
- обучение - 16,1%, в отдельные годы до 20%, делайте выводы, у кого учиться, а властям ГА нужно хорошо подумать: кто, где и чему может научить, прежде чем давать добро на этот вид бизнеса
- общественный транспорт - 11,2%
- воздушные работы - 10,3%, традиционно.
Причинность
Хотя в США, как в прочем и у нас, львиная доля всех АП списывается на человечески фактор, если отбросить минимальные и максимальные точки, ЧФ колеблется в диапазоне 58,1 - 65,9%, но обратите внимание это не наши пресловутые 80%.
На втором месте отказы двигателей 13,7 - 20,9%, если же к ним добавить все отказы по планеру и его системам, то цифры вырастают до 26,7 - 37% и становится как-то неуютно за технику.
При изучении причин АП открылась еще одна серьезная проблема. Оказалось, что погода реже становилась причинной АП, чем обыкновенные провода. Каждое 20 АП по причине столкновения с проводами это многовато, учитывая, что последствия столкновения легкого вертолета (в США основу парка гражданских вертолетов составляют легкие машины) с проводами смерти подобно.
Условия
Основная доля АП происходит днем, соотношение дня и ночи 11:1 до 15:1, соотношение условий визуального полета и полета по приборам еще больше 15:1 до 26:1, что вполне объяснимо, к полетам по приборам допускаются более опытные и квалифицированные пилоты, которые меньше ошибаются.
Итоги
Позволю себе подвести некоторые итоги. Во-первых, гражданские вертолеты в США используются широко и интенсивно, американцы умеют и любят летать на вертолетах. В то же время уровень безопасности полетов американских гражданских вертолетов не достаточно высокий. На ряду с этим выживаемость людей и живучесть техники заслуживает, чтобы к ней хорошенько присмотреться.
Во-вторых, необходимо обратить пристальное внимание на такие сферы использования, как частный сектор и обучение. Высокая аварийность маневрирования, скорее всего "баловство", с которым нужно бороться постоянно.
В-третьих, вызывает тревогу высокий процент отказов в общей совокупности причин происшествий. И совсем уже не простительно терять людей и машины из-за столкновений с проводами.
И последнее, лучше, чем учиться на чужих ошибках, вместе искать пути лечения "хронических заболеваний" вертолетного хозяйства....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться