RBC Daily
20 сентября 2004, 15:24
"Аэрофлот" даст достойный ответ
Рассказывая журналистам о своих амбициозных планах на будущее и хороших финансовых результатах за прошлые годы, менеджмент "Аэрофлота" пытается публично ответить на нападки одного из своих главных акционеров
Когда в конце июля этого года правительство рассматривало вопрос о включении государственного пакета акций "Аэрофлота" в план приватизации на будущий год, депутат и основной акционер Национальной резервной корпорации Александр Лебедев (которой через аффилированные структуры принадлежит около 30% акций "Аэрофлота") сделал ряд резких заявлений в адрес действующего менеджмента авиакомпании. По мнению г-на Лебедева, авиакомпания в нынешнем ее состоянии представляет слабый интерес для инвесторов, и виной тому - ее действующие управленцы. ""Аэрофлот" развивается неэффективно", "менеджмент не может или не хочет решать эти проблемы", а система продаж билетов в "Аэрофлоте" крайне непрозрачная, заявил в одном из своих выступлений Александр Лебедев. Генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов назвал тогда обвинения г-на Лебедева "немотивированными", но, по признанию Евгения Бачурина, "к нам поступало много вопросов от журналистов на эту тему". Развернутый ответ на запросы журналистов, и в первую очередь, видимо, самого Александра Лебедева, и представил в пятницу "Аэрофлот". В частности выяснилось, что, несмотря на относительно невысокую загрузку кресел "Аэрофлота" по сравнению с ведущими мировыми перевозчиками (средняя загрузка кресел сейчас составляет 70%, тогда как, к примеру, у Lufthansa она достигает 73,1%), из авиакомпаний с высокой загрузкой только "Аэрофлот" наряду с Air France показали в прошлом году положительные финансовые результаты. Относительно же низкую загрузку самолетов г-н Бачурин объяснил тем, что в Москве до сих пор не организованы условия для перевозки транзитных пассажиров, за счет которых большинство крупнейших перевозчиков увеличивает заполняемость своих кресел. "После ввода в действие Шереметьево-3 наша загрузка вырастет до 75-75,3%", - пообещал г-н Бачурин. Действительно, в качестве одного из симптомов неэффективности работы "Аэрофлота" г-н Лебедев называл топчущийся на месте проект строительства третьего терминала в аэропорту Шереметьево. Не похоже, чтобы какие-то существенные подвижки произошли по этому проекту в последнее время. Евгений Бачурин на вопрос об этом отвечать не решился, заявив, что данная проблема находится вне сферы его компетенции.
Впрочем, даже несмотря на отсутствие пока значительного потока транзитных пассажиров и снижение объема перевозок, "Аэрофлот" все равно собирается получить в этом году дополнительные 40 млн долл. выручки и довести этот показатель до 1 млрд 361,8 млн долл. Поясняя, за счет чего может произойти это чудо, г-н Бачурин попутно ответил и на еще одно обвинение г-на Лебедева, касающееся непрозрачной агентской политики. Выяснилось, что 32 "дополнительных" миллиона долларов "Аэрофлот" получил от продажи билетов, а 8 млн долл. - от экономии на агентских комиссионных. Дело в том, что в последнее время авиакомпания почти в три раза увеличила долю прямых продаж своих билетов, что, по словам г-на Бачурина, снизило расходы по этой статье с 17 до 7%. Кроме того, была проведена "большая реформа агентской сети", в результате чего из работавших с "Аэрофлотом" в 2000 г. 250 агентов лишь 100 осталось в 2004 г. "Зато выручка от каждого агентства выросла в шесть раз, - говорит Евгений Бачурин. - Для нас такая ситуация очень удобна, так как это крупные агенты, консолидаторы".
Значительную экономию издержек должна дать авиакомпании и введенная в этом году "нулевая" комиссия агентам. Не секрет, что такое решение "Аэрофлота" было встречено в штыки не только самими агентами, но и Транспортной клиринговой палатой, которая помешала перевозчику применить эту систему расчетов на внутренних рейсах. Доля региональных перевозок "Аэрофлота" составляет всего 20%, зато на всех международных направлениях, по словам г-на Бачурина, вместо действовавшей в 2002 г. 12%-ной комиссии (7% составляла базовая комиссия и 5% - бонус за выполнение требований перевозчика) максимальная комиссия "Аэрофлота" сейчас составляет 9%. "А получить такой бонус не удается практически ни одному агенту, - говорит г-н Бачурин. - Средняя же ставка составляет сейчас 6%". Помимо амбициозных планов по финансовым результатам, "Аэрофлот" продолжает упорно трудиться и над избавлением от негативного советского имиджа. Теперь авиакомпания решила попрощаться и с последними признаками, напоминавшими о ее некогда славном советском прошлом - знаменитым логотипом в виде "птички". В основе нового логотипа, по словам г-на Бачурина, будет находиться нынешний символ авиакомпании - гордо развивающийся флаг России, правда и "птичка" каким-то образом будет вписана в этот знак. Конечная цель всех этих усилий "Аэрофлота" по истине достойна приза за самую смелую идею - к 2010 г. крупнейший российский перевозчик собирается войти в пятерку мировых лидеров по уровню сервиса.
Кроме хороших финансовых показателей и нового имиджа, у "Аэрофлота" есть также большой штат опытных юристов с высокой загруженностью - это журналисты узнали из выступления Бориса Елисеева, который долго и подробно перечислял все направления деятельности своих подчиненных. Вероятно, после его речи собравшиеся должны были убедиться, что судьба авиакомпании находится в надежных "юридических" руках, несмотря на то, что каждому штатному сотруднику правового департамента приходится в год принимать участие аж в 63 судебных заседаниях! Помимо хороших юристов у "Аэрофлота" есть еще и надежная служба безопасности - об этом рассказал Азат Зарипов. К примеру, в авиакомпании уже три года действует собственная служба кинологов, причем работа ее столь эффективна, что поделиться опытом по дрессировке собак и даже купить парочку для работы в США хотела недавно одна из самых известных в мире школ по дрессировке К-9. "Мы вежливо отказались, - сказал г-н Зарипов. - Так как посчитали, что собаки пригодятся нам еще и здесь". Помимо этого, в авиакомпании уже действует система 100%-ной проверки техническими службами всего багажа, поступающего на борт, тогда как такую меру ИКАО собирается ввести лишь в 2006 г....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции